Понижающие коэффициенты установлены на перевозки во внутреннем сообщении зерна и семян, муки и круп, макаронных и кондитерских изделий, сахара, соли, овощей, фруктов и соков, изделий текстильной и бумажной промышленности. Оно распространяются как на груженые рейсы, так и на порожний пробег вагонов.
В зависимости от груза коэффициенты составили от 0,575 до 0,866 в груженом рейсе и от 0,601 до 0,906 в порожнем. Они вступили в силу с 4 апреля и будут действовать до конца года.
«Идя на такой шаг, мы решаем сразу несколько важных задач, в том числе привлекаем дополнительные объемы перевозок, улучшая условия для грузоотправителей, а также уменьшаем транспортную составляющую в цене перевозимой продукции, что в конечном итоге позволит обеспечить наличие в достаточном количестве товаров на полках магазинов для граждан нашей страны», – сообщил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник ЦФТО Алексей Шило.
Где густо, а где пусто
Стоит отметить, что динамика перевозок продовольственных номенклатур в марте 2020 года складывалась неравномерно. Это хорошо видно, в частности, по перевозкам зерна. По данным ИПЕМ, в целом погрузка зерна в марте увеличилась на 18,6% по сравнению с тем же месяцем 2019 года.
Однако во внутреннем сообщении выросли не все номенклатуры. По данным аналитиков Cargo-Report, часть номенклатур, наоборот, в марте текущего года на внутренних маршрутах просели. Это касается, в частности, перевозок риса – они снизились на 28% по сравнению с мартом прошлого года, а перевозки ржи упали почти вдвое.
Вместе с тем выросли объемы перевозок пшеницы (+56% по сравнению с мартом прошлого года), кукурузы (рост в 1,9 раза), а также прочих зерновых культур (рост в 1,8 раза).
Если же брать продукты перемола, то в плюсе оказались перевозки пшеничной (+39%) и ржаной муки (рост в 1,9 раза). Однако по прочим продуктам перемола было зафиксировано снижение в 1,8 раза.
Положительной в марте текущего года оказалась и динамика перевозок макаронных изделий (+15%), а также мучных кондитерских изделий (+23%).
Однако были номенклатуры, по которым объемы снизились: это, скажем, хлеб и хлебобулочные изделия (-0,3%).
В тренде картофель, консервы и водка
Неплохой оказалась динамика и по некоторым другим видам продовольствия – например, по объемам перевозок по сети РЖД картофеля, консервов и молока.
Аналогично сложилась ситуация с доставками водки и ликероводочных изделий. По ним рост - в 2,3 раза. Причем их динамика роста оказалась даже большей, чем по ряду других продуктов длительного хранения, пригодных к перевозкам в крытых вагонах.
Перевозки вина в марте остались на уровне прошлого года. А вот объемы транспортировки пива и соков снизились. Первые упали на 35%, а вторые – на 26%.
И наконец, стоит сказать пару слов о перевозках поваренной соли. В марте текущего года они увеличились в 1,4 раза. Кстати, сказать, на том же фоне паники, связанной с коронавирусом, в марте 2020 года по сети РЖД выросли перевозки еще и спичек (в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.).
Автоперевозчики не дремлют
В целом, как отметили эксперты, значительный объем продовольствия перевозят автоперевозчики. Как отметил руководитель компании ООО «ВТС» Вемир Казарян, для транспортировки продовольствия в крытых вагонах положительную роль сыграли новые правила перевозок скоропортящихся грузов. Он напомнил, что теперь сам грузоотправитель без участия железной дороги решает, в каком типе подвижного состава перевозить свою продукцию. И это повысило привлекательность отправок грузов.
Правда, первое время некоторые грузоотправители продовольственных товаров опасались переключения грузов на железную дорогу, это было видно по статистике первых 2 месяцев погрузки на сети РЖД.
В марте погрузку продовольствия несколько подстегнули повышенный спрос на продукты в связи с введением режима самоизоляции населения. В связи с этим ритейл озаботился пополнением складов в достаточном объеме, чтобы компенсировать нехватку продуктов на полках магазинов.
В связи с увеличением объемов перевозок укрупненными партиями и образовался спрос на перевозки продовольствия по сети РЖД. Правда, как отметил представитель крупной компании-ритейлера, всплеск покупок оказался кратковременным. К концу месяца потребление стабилизировалось. Поэтому выглядит логичным, что именно с апреля в ОАО «РЖД» ввели скидки на перевозки продовольствия в крытых вагонах.
Весна, добавил директор НП «Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики» Михаил Пимоненко, – достаточно удобный период для перехода с автомобильного транспорта на железнодорожный. Зимой можно заморозить груз в пути, а весной температура воздуха сама по себе оптимальная.
Впрочем, вопрос конкуренции с автотранспортом сейчас будет зависеть от качества подачи подвижного состава под погрузку и скорости доставки на дальние и средние расстояния. Скажем, он есть на перевозки из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга (Хабаровска). В таком случае спрос на крутые вагоны повысится.
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.