+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2023 12:59:36
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Новым локомотивам прочат больший ресурс

Локомотивная техника будущих серий должна быть более надежной и экономически эффективной.
Новым локомотивам прочат больший ресурс
Требования времени

Через несколько лет на сеть железных дорог должны выйти локомотивы новых серий. К примеру, в этом году проведены сертификационные испытания электровоза постоянного тока с асинхронным приводом 3ЭС8 и тепловоза 3ТЭ28. В планах – создание к 2026–2027 годам магистральных локомотивов: 2ЭС9 для Восточного, 2ЭС20 и 2ЭС12К – для Западного и Южного полигонов. Будет расширен и модельный ряд тепловозов. Речь идет о грузовых локомотивах 2(3)ТЭ28, 2ТЭ35А, 2ТЭ30 и ТЭ26 (последний специально задуман для работы на малоинтенсивных линиях).

Как отметил на подведении итогов I Международной научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» главный инженер Дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Чикиркин, сегодня в технические задания закладываются новые требования к локомотивной технике, отличные от тех, которые предъявлялись еще в 2018–2020 годах. Этого требуют развивающиеся технологии перевозочного процесса и необходимость дальнейшего повышения уровня безопасности движения поездов.

В частности, сегодня, отметил он, необходимо продолжить работу по исследованию характера повреждений кабины машиниста грузового электровоза при авариях с другим подвижным составом. Специалистами УрГУПСа разработана математическая модель аварийного столкновения грузового электровоза, учитывающая механизм работы системы пассивной безопасности, необратимые деформации модульной кабины грузового электровоза, динамические свойства тележек и т. п.

С учетом нынешнего и будущего парка планируется продолжить разработку и внедрение в серийное производство средств автоматизации управления локомотивами, а также технологическими процессами управления деятельностью локомотивного комплекса, отметил О. Чикиркин. Особое внимание будет уделено системам автоведения магистральных тепловозов, обеспечения технологии «виртуальная сцепка» (ВСЦ) для пропуска пакета из более чем 2 поездов.

К настоящему времени в режиме ВСЦ на Восточном полигоне организовано движение в пакете до 5 грузовых составов, которые ходе опытных поездок проследовали 1,1 тыс. км. Эту практику планируется тиражировать в том числе на другие дороги сети. Пока что в перевозках по ВСЦ заняты локомотивы 3ЭС5К, оснащенные соответствующей аппаратурой. Дальнейшая задача – постановка на производство систем автоведения с функцией «виртуальная сцепка» для электровозов 2(3)ЭС6, 2(3)ЭС10, 3ЭС8, тепловозов 3ТЭ25К2М и 3ТЭ28.

Автомашинист выходит на станцию

На железнодорожном транспорте планируется дальше развивать подходы к беспилотным технологиям. Это направление на настоящем этапе связано с разработкой маневровых тепловозов ТЭМ14МА и ТЭМ23 с функцией «автомашинист». Данную работу предполагается завершить в 2024–2025 годах, проинформировал О. Чикиркин.

Например, в тепловозе ТЭМ14МА будут интегрированы следующие программно-аппаратные комплексы: блок обнаружения препятствий маневрового локомотива (БОПМЛ), безопасный локомотивный объединенный комплекс (БЛОК-М), система автоматического управления горочным локомотивом (САУ-ГЛ), система дистанционного управления маневровым локомотивом по радиоканалу (СДУ-МЛ).
Для обкатки нового принципа работы маневровой техники определена потребность в поставке 11 тепловозов ТЭМ23 и 13 ТЭМ14МА.

Как известно, отработка технологии управления локомотивом без машиниста началась несколько лет назад на ст. Лужская. В автоматическом режиме здесь работают маневровые тепловозы ТЭМ-7А. Эксперимент будет распространен на другие станции, в частности, на ст. Челябинск.

На пути к безотказности

Еще одна важная задача – развитие бортовых и стационарных средств диагностики подвижного состава, говорит главный инженер Дирекции тяги. Причем должна быть предусмотрена интеграция автоматизированных систем контроля, как по вагонам, так и локомотивам, в одно цифровое пространство.

«Нужно настраивать разработчиков, науку, чтобы это работало как единое целое. Почему вопрос актуален? Да, локомотив чуть ли не 2 раза в неделю заходит на ТО-2, но согласно требованиям на новые серии будущий локомотив будет заходить раз в месяц, а может быть, и меньше…И эту технологию нужно внедрять и отрабатывать на сети», – говорит О. Чикиркин.

Как отмечают в департаменте технической политики РЖД, применение интеллектуальных технологий в локомотивном хозяйстве направлено на достижение в перспективе абсолютной безотказности при эксплуатации тягового подвижного состава. В настоящее время оперативная диагностика повышает эффективность планово-предупредительного ремонта локомотивов.

В 2025 году должна заработать система предиктивной диагностики, что скажется на выявлении предотказных состояний. Кстати, в РЖД готовы поддержать предложения сервисных компаний по применению бесконтактных меток для пономерного учета локомотивного оборудования, что должно повысить надежность его работы.

К 2030 году планируется за счет искусственного интеллекта, технологии интернета вещей реализовать систему ремонта локомотива по состоянию.

Вместе с тем должны появиться новые решения по взаимодействию локомотивного хозяйства с инфраструктурным блоком. Это касается проблемы износа в зоне контакта колесо-рельс, подчеркивает заместитель гендиректора – начальник департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин.

По его словам, большие затраты компании связаны с ликвидацией последствий воздействия на путь подвижным составом, обточкой колесных пар, при том что локомотивная техника становится все дороже (в среднем срок окупаемости локомотива сегодня составляет 8 лет). В этой связи совместно с отраслевой наукой должны быть разработаны прорывные подходы, несмотря на то что эксплуатация на многих участках железных дорог осуществляется в непростых условиях.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions