Структура меняется, тренд сохраняется
За 9 месяцев 2016-го по сети РЖД было перевезено 987 744 тыс. т грузов, что на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (рис. 1). В годовой динамике ситуация в указанный период выглядит достаточно позитивно, причем не только в целом, но и по ряду отдельных номенклатур. Например, перевозки угля в январе – сентябре 2016-го выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7%, до 262 280 тыс. т (годом ранее рост по сравнению с 2014 г. составлял лишь 1%, до 257 844 т), руды – на 1,1%, до 109 433 тыс. т (год назад регистрировалось небольшое снижение на 0,3%, до 108 245 тыс. т), лесных грузов – на 8,3%, до 34 711 тыс. т (аналогичные показатели годичной давности: +1,2%, до 32 054 тыс. т), минерально-строительных – на 5,1%, до 187 109 тыс. т (годом ранее – -11,4%, до 178 068 тыс. т). Улучшились и показатели по удобрениям, за январь – сентябрь 2016-го наращивание объемов перевозок достигло 4,3%, до 40 512 тыс. т (в 2015 г. – рост на 1,1% к уровню 2014 г., до 38 844 тыс. т), а также по хлебным грузам – здесь зафиксирован рост на 6,3%, до 16 026 тыс. т (годом ранее -1% и 15 076 тыс. т).
На этом, казалось бы, благоприятном фоне сохранилась и тенденция увеличения удельного веса грузов первого тарифного класса в общей структуре железнодорожных перевозок. По сравнению с январем – сентябрем 2015 года в аналогичном периоде 2016-го их доля выросла на 2% (с 64 до 66%), при этом сегменты товаров второго и третьего тарифных классов снизились на 1,8 и 0,2% соответственно. Что касается самых доходных номенклатур, то по итогам 9 месяцев 2016 года перевозки нефтяных грузов сократились на 7,6%, до 184 051 тыс. т (годом ранее эти же показатели составляли -2,1% и 199 107 тыс. т), черных металлов – на 2,7%, до 60 285 тыс. т (год назад – -4,5% и 61 969 тыс. т). При этом улучшилась динамика в разделе «Остальные грузы», куда входят товары, перевозимые в контейнерах. Если по итогам января – сентября 2015 года здесь отмечалось заметное снижение на 6,5% (до 83 245 тыс. т), то за аналогичный период 2016-го зарегистрирован рост на 1,6% (до 84 571 тыс. т).
Что случилось с углем?
На первый взгляд, итоги 9 месяцев 2016-го в сегменте транспортировки угля также выглядят достаточно позитивными, особенно в части экспортных отправок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года международные перевозки угольной продукции увеличились на 4,7%, до 140 658 тыс. т (в 2015 г. они, напротив, снижались в годовой динамике на 2,9%, до 134 354 тыс. т). Экспорт через порты в январе – сентябре 2016-го вырос на целых 13,2%, до 93 361 тыс. т (годом ранее – всего на 2,5%, до 82 485 тыс. т). Однако тренд на повышение месячной погрузки, регистрировавшийся вплоть до июля, изменился: в августе впервые было отмечено снижение, причем не только за год, но и за последние несколько лет. По итогам августа 2016-го погрузка составила 26,3 млн т угля, что на 0,5% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. В сентябре сокращение погрузки достигло 1,8% в годовой динамике (до 26,5 млн т), на 1,6% невыполненным оказался и плановый месячный показатель. Перевозки угля за сентябрь 2016 года также снизились в годовой динамике на 1,1% (до 29 772 тыс. т).
Смена тренда по углю – новация не из приятных. Еще в августе отраслевые аналитики пытались понять, идет ли речь о временной коррекции рынка или новом тренде, способном в конечном итоге нивелировать рост погрузки в II полугодии 2016-го. Значительная часть специалистов склонялась к первому варианту.
В частности, представитель ОАО «Кузбасская топливная компания» ссылался на стечение обстоятельств, включая нехватку вагонов, которые стало выгодно подавать под более доходные номенклатуры. Однако существовали и другие точки зрения. Например, аналитики агентства Argus предупреждали о рисках, которые способны охладить экспорт угля, а вместе с ним и динамику его погрузки на сети РЖД. Генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железно-дорожного транспорта» (ИИЖД) Павел Иванкин летом текущего года отмечал, что воздействие сезонных обстоятельств на погрузку угля продлится и в сентябре, но в октябре положительная динамика должна восстановиться. Однако итоги октябрьской погрузки на сети РЖД не подтвердили этот прогноз: на фоне снижения месячного показателя общей погрузки до 3,3% уголь также просел на 4,5% (до 28 млн т).
Сокращение во втором классе
По итогам января – сентября 2016 года объем перевозки грузов второго тарифного класса уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2015-го на 7,7% (до 212 825 тыс. т). Наихудшая динамика зарегистрирована в международных перевозках (-10,5%, до 102 006 тыс. т), в том числе в сегменте экспорта через порты (-9,5%, до 64 636 тыс. т)
и через погранпереходы (-11,9%, до 33 926 тыс. т). При этом достаточно уверенный рост за этот период демонстрировали перевозки удобрений (+4,3%, до 40 512 тыс. т) и хлебных грузов (+6,3%, до 16 026 тыс. т).
Третий класс удерживают скидками
По итогам трех кварталов текущего года перевозки грузов третьего тарифного класса сократились на 1,1% (до
122 966 тыс. т). Доля таких товаров в структуре перевозок невелика, и основная номенклатура – нефтяные грузы – пока продолжает активно снижаться. За 9 месяцев объемы их перевозки сократились на 7,6% (до 184 051 т). Напомним, что на протяжении всего 2016 года месячная погрузка нефти и нефтепродуктов на сети находилась в отрицательной зоне. Наименьшее снижение к соответствующему периоду прошлого года было зафиксировано в феврале (-3,9%), наибольшее – в апреле (-11,2%). В августе и сентябре отставание месячной погрузки в годовой динамике составило
-5,6 и -6,9% соответственно. Эксперты считают, что, помимо возросшей конкуренции со стороны альтернативных видов транспорта, происходящие изменения обусловлены введением налогового маневра. Существенное влияние оказывает и общая кризисная ситуация в экономике России, вызвавшая снижение производства некоторых продуктов нефтяной промышленности, и, соответственно, их погрузки по сети РЖД. Тем не менее в РЖД стремятся удерживать локальные грузопотоки в сегменте транспортировки сырой нефти. Так, в августе 2016 года были утверждены скидки к железно¬дорожному тарифу на ее экспортные перевозки в Китай через погранпереход Наушки.
Делаем выводы
К концу сентября и уж тем более октября (по итогам которого месячная погрузка снизилась на 3%) стало ясно, что летние прогнозы экспертов, указывавших на недостаточную устойчивость положительного тренда, увы, оправдались. В частности, в июле аналитики АНО «ИИЖД» отмечали, что об этом свидетельствует отрицательная динамика по грузообороту с учетом пробега порожних вагонов. Безусловно, на ситуацию повлияли и объективные факторы. Согласно данным Минэкономразвития, в сентябре 2016 года индекс промышленного производства после августовского роста (+0,3% м/м) вновь вышел в зону отрицательных значений (-0,2% м/м). Снижение обусловлено сокращением в обрабатывающих производствах (-0,4% м/м), при этом в добыче полезных ископаемых сохранился рост (+0,2% м/м). Остается надеяться, что он продолжится до конца года и вкупе с усилиями перевозчика поможет достичь запланированного на конец 2016 года роста железнодорожных перевозок.
П
олный текст статьи см. в №21 (279) журнала «РЖД-Партнер»
Автор: Марина Ермоленко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.