• Ставка на полувагон
    1305
    -12.2 %
    руб./сут.
    март 2020
  • Индекс качества IV КВАРТАЛ 2019Г. - 65 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.73 0 EUR ЦБ РФ 85.74 0
    BTC 6733.64 usd BTC 515056.12 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.02.2020 15:33:42
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нефтяная стагнация продолжается

Падение перевозок нефтяных грузов по сети РЖД по итогам прошлого года было вполне предсказуемым. Эта номенклатура уже много лет демонстрирует спад или стагнацию на фоне развития трубопроводного транспорта. В перспективе, считают эксперты, железные дороги смогут удержать грузопоток только за счет гибкости тарифов и перехода на отправки в подвижном составе нового поколения.
Нефтяная стагнация продолжается
По итогам января – июня 2019 года отправки нефтяных грузов снизились на 2,4%. При этом погрузка во внутреннем сообщении уменьшилась на 0,4% в условиях снижения производства прямогонного бензина и топочного мазута. Погрузка на экспорт сократилась на 5,1%. Такую же динамику продемонстрировали РЖД и по итогам 9 месяцев прошлого года. Погрузка нефти и нефтепродуктов составила 172,7 млн т, что меньше аналогичного периода 2018-го на 1,9% (или 3,2 млн т). Анализ погрузки за последние 3 года свидетельствует о ее постепенном снижении. Так, показатели 9 месяцев 2019 года меньше аналогичного периода 2017-го на 2,5 млн т.

Всего по итогам прошлого года было отправлено 372 млн т нефти (-0,8%) и 232 млн т нефтепродуктов (-1,9%). Падение по нефтепродуктам более заметно, так как ПАО «Транснефть» перепрофилировало часть нефтепроводов в нефтепродуктопроводы.

«В августе 2019 года был запущен участок трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан, в результате прекратилась транспортировка нефти со станции Уяр на станцию Дземги. Еще как фактор можно выделить наблюдающийся дисбаланс между объемами производства и реализации товарного бензина, что, безусловно, изменило уровень отгрузки продукции: спрос со стороны отечественных покупателей был ниже, чем в 2018 году, при этом нефтезаводы, напротив, увеличили объемы выпуска продукта», – комментируют ситуацию эксперты Первой грузовой компании (ПГК). 

К сожалению, данная тенденция сохранится и в ближайшее время. Этому будут способствовать как внешние факторы, так и переход грузов на другие виды транспортировки. Так, по данным Росстата, рост производства сырой нефти и газового конденсата по итогам года составил только 1%. Кроме того, по прогнозам главы «Газпром нефти» Александра Дюкова, диапазон цен в 2020 году составит $55–65 за 1 барр. нефти марки Brent, по оценке Bank of America Merrill Lynch – $60. Таким образом, цены на нефть сохранятся на уровне прошлого года, когда Brent в среднем стоила $63,7 за 1 барр. Это значит, что динамика перевозок этой номенклатуры, скорее всего, также останется на уровне 2019-го.

По общим прогнозам ИПЕМ, после 2020 года ОАО «РЖД» может потерять около 8 млн т нефтепродуктов и около 10 млрд руб. дохода. «При реализации всех проектов строительства трубопроводов с железнодорожного транспорта переключится более 20 млн т нефтяных грузов. Потери РЖД в доходах будут составлять более 25 млрд руб. ежегодно», – комментируют эксперты рынка. Для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе целесообразно развивать дополнительные сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов в химических контейнерах, а также на экспортных направлениях. В частности, ОАО «РЖД» уже объявляло о продлении до 2025 года дисконта на экспортные перевозки дизельного топлива по Куйбышевской и Октябрьской железным дорогам. «Изменение подхода перевозчика к формированию тарифной политики (в частности, более гибкие условия предоставления скидок и понижающих коэффициентов), а также гарантированный вывоз всего объема грузов, предъявляемых к перевозке, могли бы способствовать росту спроса на транспортировку нефти и нефтепродуктов по железной дороге», – отметили в ПГК.

Кроме того, указывают эксперты, универсальных трубопроводов не бывает, они не могут забрать разные по качественному составу наливные грузы. Наконец, как известно, при транспортировке нефтеналивных грузов по трубе снижается их качество, в то время как железнодорожный транспорт позволяет сохранять свойства груза неизменными. В связи с этим основной объем таких светлых и дорогих нефтепродуктов, как бензин и керосин, по-прежнему перевозится по железным дорогам.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Приглашаем вас принять участие в бесплатном вебинаре на тему Потенциал нефтегазовых проектов Дальнего Востока в условиях современных экономических реалий

Приглашаем вас принять участие в бесплатном вебинаре на тему Потенциал нефтегазовых проектов Дальнего Востока в условиях современных экономических реалий
РЖД-Партнер

Прозрачность рынка – условие для его эффективного развития

Прозрачность рынка – условие для его эффективного развития
Что изменит на рынке грузоперевозок обвал мировых цен на нефть и падение курса рубля по отношению к доллару? На эти и другие вопросы своим мнением поделился президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
РЖД-Партнер

Транспортировка нефти может увеличиться на фоне обвала нефтяного рынка

Транспортировка нефти может увеличиться на фоне обвала нефтяного рынка
С учетом имеющейся фискальной нагрузки на отрасль маловероятно, что стоимость бензина снизится, сообщил РЖД-Партнеру ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions