+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.10.2023 14:00:54
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грузовладельцы уходят с железнодорожной сети на автодороги

Грузовладельцы уходят с железнодорожной сети на автодороги
Пока – грузовладельцы, которых относят к числу малого и среднего бизнеса, об этом РЖД-Партнеру заявляют участник рынка. Они ссылаются на статистику: доля повагонных отправок из общего числа всех отправок на сети ОАО «РЖД» в 2023 году составляет всего 9%, для сравнения, в аналогичный период 2018 года на нее приходилось 15%.

Доступ ограничен

Возможность осуществлять перевозки грузов в режиме повагонных отправок или одиночных контейнеров свидетельствует о наличии доступа к доставке грузов железнодорожным транспортом для грузовладельцев, относящихся к малому и среднему бизнесу, об этом РЖД-Партнеру говорит Денис Семенкин, зампред Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава. Между тем первые семь месяцев показали рост погрузки на железнодорожную сеть на 0,7%. Итого в 2023 году, по прогнозу, на железные дороги России погрузят на 9 млн тонн больше, чем в 2022 году.

«Уход грузов малых и средних грузоотправителей не заметен в связи со сложившейся структурой погрузки – основной объем погрузки и общую динамику задают семь крупнейших номенклатур грузов, поэтому даже сильные изменения в грузовой базе у малых и средних грузоотправителей не так заметны, как любые незначительные колебания в погрузки угля, нефти и железной руды», — объясняет Семенкин.

Повагонные железнодорожные отправки конкурируют с автомобильным транспортом, продолжает эксперт. Перетекание грузов с железнодорожной сети на автотранспорт замечают все участники рынка, но они заявляют, что грузовладельцы уходят с железной дороги из-за падения ставок у конкурентов. Однако Денис Семенкин с таким заявлением не согласен. Он ссылается на Индекс ATI.SU. Ставки растут. Почти на 40% подорожали автомобильные грузоперевозки по России.

«На расстояниях свыше двух тыс. км большинство грузов, обходятся дешевле при перевозке железнодорожным транспортом, чем автомобильным транспортом в пересчете на тонны и кубические метры. Получается, стоимость перевозки груза не является основной причиной ухода грузов на автомобильный транспорт. Основной причиной отказа грузовладельца от доставки груза железнодорожным транспортом является комплекс проблем, связанных с организацией погрузки и доставки груза», — рассуждает Семенкин.

План по возврату грузовладельцев на сеть

Одна из причин для ухода грузовладельцев к автоперевозчику – низкая скорость доставки груженых и порожних вагонов, отправляемых в режиме повагонных отправок. Неожиданно? Да! Денис Семенкин ссылается на отчет от РЖД, среднее значение по сети средней скорости доставки повагонной отправки составляет по итогам 2023 года 14,7 км в час.

«И в этот показатель засчитываются только те вагоны, которые приняты к перевозке. Иногда оформление груженых или порожних вагонов производится через несколько дней после фактической передачи перевозчику вагонов. Получается реальные скорости доставки повагонных отправок ниже официальных процентов на 30%», — заявляет Денис Семенкин.

В настоящее время на железнодорожном транспорте действует крайне архаичная система установления сроков доставки груза в конечную точку, об этом РЖД-Партнеру говорит Игорь Санковский, исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта». Союз предлагает железнодорожному монополисту изменить систему. Для начала необходимо прописать в Уставе железнодорожного транспорта определение точной даты доставки, сейчас же на сети грузополучатель оперирует периодом, в который груз доставят. Если груз прибудет раньше установленной даты, то с грузополучателя железнодорожный монополист не взимает никаких плат.

«Кроме того, продление сроков доставки должно стать исключением из правил, и этот шаг необходимо согласовать как с оператором, так и грузоотправителем», — перечисляет Игорь Санковский.

И главное, грузовладельцы, впрочем, как и все участники перевозочного процесса, не имеют даже гарантий о погрузке на сеть. И самый бесправный грузовладелец, разводят руками участники рынка, тот, кого называют представителем малого и среднего бизнеса. Получается, к уходу к автоперевозчику малый и средний бизнес подталкивают сами операторские компании и перевозчик. Малые и средние операторы, нацеленные прежде всего на обеспечение потребностей малых и средних грузоотправителей, сталкиваются с негласными запретами на оформление своих вагонов под погрузку, а крупные операторы подают вагоны грузоотправителям со стабильным объем отгрузки, говорит Семенкин. А стабильный объем погрузки не всегда могут обеспечить представители малого и среднего бизнеса. К сокращению повагонных отправок ведет и сокращение путей необщего пользования для приема и отправки грузов. По данным Госкомстата этот параметр за период с 2010 по 2021 год сократился на 3 тыс. км. Эксперт подчеркивает, пути необщего пользования необходимы также и для маршрутизации, именно такой выход владелец железнодорожной инфраструктуры подсказывает представителям российского малого и среднего бизнеса. Но далеко не все перевозки можно маршрутизировать, а сервис по ускоренной доставки грузов за счет применения технологии «Грузового экспресса» заведомо несостоятелен, говорит Семенкин.

«Во-первых, средняя скорость доставки груза на автомобильном транспорте сегодня 40 км/час на расстояниях перевозки в диапазоне от 500 до 3 тыс. км. Вероятность повторения таких скоростей на железнодорожном транспорте крайне мала. Сервис «Грузового экспресса» предлагает скорость 23 км в час. Во-вторых, «Грузовой экспресс» приводит к удорожанию перевозки. В-третьих, «Грузовой экспресс» нацелен на сокращение времени доставки, а не доставку груза в определенное время», — разъясняет участник рынка перевозки по железнодорожной сети.

Денис Семенкин говорит о необходимости постоянного мониторинга динамики использования железнодорожного транспорта для перевозок грузов представителями малого и среднего бизнеса. Железнодорожный монополист для этого должен расширить стандарты раскрытия информации, он должен публиковать помесячное число повагонных отправок и общее количество клиентов-грузоотправителей.

«Отрицательная динамика этих показателей сразу же будет привлекать внимание профильных и контролирующих органов власти», — продолжает Семенкин.

О тарифах. Скидки на перевозку грузов железнодорожный монополист предлагает, но если решения правления ОАО «РЖД» о предоставлении разнообразных скидок на перевозку грузов проанализировать, то случаев предоставления скидок предприятиям малого и среднего бизнеса «почти не увидим», говорит Семенкин.

«Объясняется это тем, что процедура обоснования и рассмотрения скидки сложная и непрозрачная, то есть изначально рассчитанная в основном на крупнейших грузоотправителей. Изменить это можно путем создания специальной формы на сайте ОАО «РЖД», заполняя которую любой грузоотправитель сможет обратиться к перевозчику с запросом на снижение стоимости перевозки», — говорит Семенкин.

Если базу способов погрузки и размещения грузов сделали бы общедоступной, то это стало бы конкурентным преимуществом железнодорожного транспорта относительно автомобильного транспорта, где подобных решений не применяется, резюмирует эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions