+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.07.2020 09:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Гнездо железных «Ласточек»: «Уральским локомотивам» – 10 лет

Скоростные электропоезда «Ласточка» сегодня знакомы практически каждому россиянину. А ведь в ежедневное расписание российских железных дорог их впервые внесли всего несколько лет назад. Выпускающий их завод – «Уральские локомотивы» – празднует в 2020 году свое 10-летие. И примечательно, что продуктовая линейка предприятия не ограничена одним лишь знаменитым брендом, в нее органично входят и мощные современные грузовые электровозы.
От первых шагов до любимого поезда россиян

В 2010 году российская Группа «Синара» и немецкий концерн Siemens основали совместное предприятие. Сегодня можно смело сказать, что «Уральские локомотивы» стали редким для страны примером высокоэффективного российско-германского сотрудничества. Конструктивное партнерство дало возможность в кратчайшие сроки создать принципиально новый подвижной состав, который активно используется на сети РЖД. Генеральный директор завода Олег Спаи подчеркивает: техника предприятия уникальна. По его словам, заводу зачастую приходилось становиться первопроходцем российского машиностроения, внедрять те технические решения, которые никто в стране до этого не применял. «Когда принималось решение о выборе площадки, «Уральские локомотивы» уже обладали хорошим опытом в производстве подвижного состава нового поколения. Работая над созданием грузового двухсекционного электровоза «Гранит» с асинхронным тяговым приводом (серия 2ЭС10), завод получил необходимый опыт международной кооперации, а рабочий коллектив и инженерно-конструкторские кадры доказали способность решать сложные технические задачи в максимально короткие сроки. Поэтому в ноябре 2010 года, когда локомотив 2ЭС10 представляли президенту РФ Владимиру Путину, ему также показали и макет будущего электропоезда. Так было положено начало истории создания «Ласточек», – рассказывает О. Спаи.

Работа над проектом велась в сжатые сроки. Так, договор был подписан в 2012 году, а уже в 2014-м первый электропоезд отправился на испытания. По словам О. Спаи, за 2 года заводу удалось не только создать самую современную в Европе производственную площадку по выпуску скоростных электропоездов, но и сформировать мощный кластер российских поставщиков. Таким образом, «Ласточка» с первого дня стала полностью российским продуктом.

Сегодня «Ласточка» нравится и пассажирам, которым дает возможность быстро и комфортно добираться до места учебы, работы и отдыха, и тем, кто ее эксплуатирует. Электропоезд обладает рядом значительных преимуществ. Так, например, существует возможность гибкой компоновки состава – в путь можно отправить от 3 до 12 вагонов. Модификации базовой платформы позволяют получить поезда для разных целей – это может быть и пригородная электричка, и межрегиональный поезд. Кроме того, с 2018 года завод производит «Ласточку» модификации ЭС1П. Пока это единственный российский электропоезд, работающий одновременно от переменного и постоянного тока.

Собирая лучших поставщиков

Примечательно, что до сих пор часть процессов, задействованных в создании «Ласточек», в России выполняют только на «Уральских локомотивах». Это и покрытие кузова водорастворимой краской, и сварка вагонов из алюминиевых профилей, и масштабное применение склеивания различных металлов. Инвестиции превысили 20 млрд руб. На заводе многие процессы автоматизированы. Например, сварка элементов рам тележек роботизирована на 90%. Такого нет ни на одном российском предприятии.

Ответственно на «Уральских локомотивах» подошли и к поставкам комплектующих для поездов. При создании пула поставщиков в первую очередь обращались к тем, кто уже сотрудничал с заводом по другим проектам. Географию поисков особенно не ограничивали – рассматривалось сотрудничество с компаниями из всех регионов России. К своему десятилетию «Уральские локомотивы» собрали вокруг себя более 160 поставщиков из РФ. К каждому из них предъявляются крайне серьезные требования, в том числе сертификация по международным стандартам ISO и IRIS.
Принимая участие в реализации нового для России проекта по производству скоростных электропоездов, все предприятия-поставщики понимали, что нужно не только выходить на качественно новый уровень выпускаемых комплектующих, но и осваивать производство узлов и модулей, ранее не используемых в России. Так, например, производство маски для «Ласточки» было освоено в Челябинске. Специально для этого менее чем за год на предприятии, обладающем опытом выпуска пластиковых деталей для автомобилей, организовали целый производственный участок, специалисты которого изготавливают маску, начиная от формирования матрицы и заканчивая полностью готовым изделием. Вес маски составляет более 500 кг, а крепится она к кузову специальным эластичным клеем. Такая технология является уникальной для отечественного железнодорожного машиностроения.

Не «Ласточкой» единой

Еще до создания совместного предприятия у команды завода был опыт разработки и производства локомотива серии 2ЭС6 «Синара», который и сегодня остается самым массовым электровозом нового поколения в стране. На данный момент грузовые составы, передвигающиеся по железным дорогам от Кемеровской области до северных морских портов, водят более тысячи машин данной серии. В мае текущего года пресс-центр завода сообщил, что «Синара» расширяет географию присутствия. Теперь локомотивы водят составы и в город Вязьму Смоленской области – здесь находится последняя перед белорусской границей узловая железнодорожная станция, электрифицированная постоянным током.

Первым проектом «Уральских локомотивов» стал грузовой двухсекционный электровоз 2ЭС10 «Гранит» с асинхронным тяговым приводом. Локомотив способен вести поезд массой до 12 тыс. т. Для вождения поездов повышенной массы по участкам железных дорог с особо сложным профилем пути была разработана специальная бустерная секция. При этом создатели электровоза предусмотрели возможность его работы по системе многих единиц и добавили функцию автономной работы одной секции. Модель 2ЭС10 на протяжении многих лет остается мощнейшим локомотивом постоянного тока не только в России, но и во всем мире.

Теперь предприятие намерено представить рынку локомотив модели 2ЭС6А. Ожидается, что новинка станет своего рода платформой для новой линейки электровозов. В настоящее время ведутся разработки проекта. Известно, что завод планирует применять в новой модели когнитивные технологии. Сроки для реализации традиционно краткие, планируется, что первые 2ЭС6А выйдут на сеть уже в 2022 году.

Курс на движение вперед

Перспективность продукции «Уральских локомотивов» подтверждена экспертами. Несколько лет назад Центр экономики инфраструктуры РФ представлял результаты своего исследования, согласно которым до 2030 года потребность в скоростных электричках в России будет составлять более 1,9 тыс. вагонов. Однако уже сейчас можно говорить, что эти показатели будут расти.

Следующий шаг завода в сфере пассажирских перевозок – создание российского двухэтажного поезда. В настоящее время идет совместная работа с ОАО «РЖД» над документацией и утверждением эскизных проектов. Возможно, что производство начнется уже в 2023 году – при условии, что заказчик подтвердит потребность в продукте. Ведется работа и над созданием поезда для ВСМ. «На текущей стадии специалисты завода в сотрудничестве с Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта (совместный проект Группы «Синара» и ОАО «РЖД») прорабатывают технические требования к новым поездам», – говорит О. Спаи.

В планах у «Уральских локомотивов» не останавливаться на достигнутом. Предприятие продолжает путь к созданию «цифровой фабрики», где сквозные процессы свяжут между собой всех специалистов, занятых разработкой и производством продукта. Ожидается, что таким же образом будут связаны с сотрудниками завода и поставщики всех необходимых комплектующих. Уже сейчас принципы цифровизации лежат в основе работы предприятия, а диджитал-технологии внедрены в проектирование моделей и проведение различных испытаний.

Руководство предприятия отмечает: цифровизация позволяет улучшать показатели работы, растет качество продукции и производительность, уменьшаются сроки проектирования. Уже несколько лет «Уральские локомотивы» по темпам развития стабильно входят в ТОП-10 машиностроительных компаний России по производительности труда, а в Свердловской области остаются бессменными лидерами.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions