В 2010 году российская Группа «Синара» и немецкий концерн Siemens основали совместное предприятие. Сегодня можно смело сказать, что «Уральские локомотивы» стали редким для страны примером высокоэффективного российско-германского сотрудничества. Конструктивное партнерство дало возможность в кратчайшие сроки создать принципиально новый подвижной состав, который активно используется на сети РЖД. Генеральный директор завода Олег Спаи подчеркивает: техника предприятия уникальна. По его словам, заводу зачастую приходилось становиться первопроходцем российского машиностроения, внедрять те технические решения, которые никто в стране до этого не применял. «Когда принималось решение о выборе площадки, «Уральские локомотивы» уже обладали хорошим опытом в производстве подвижного состава нового поколения. Работая над созданием грузового двухсекционного электровоза «Гранит» с асинхронным тяговым приводом (серия 2ЭС10), завод получил необходимый опыт международной кооперации, а рабочий коллектив и инженерно-конструкторские кадры доказали способность решать сложные технические задачи в максимально короткие сроки. Поэтому в ноябре 2010 года, когда локомотив 2ЭС10 представляли президенту РФ Владимиру Путину, ему также показали и макет будущего электропоезда. Так было положено начало истории создания «Ласточек», – рассказывает О. Спаи.
Работа над проектом велась в сжатые сроки. Так, договор был подписан в 2012 году, а уже в 2014-м первый электропоезд отправился на испытания. По словам О. Спаи, за 2 года заводу удалось не только создать самую современную в Европе производственную площадку по выпуску скоростных электропоездов, но и сформировать мощный кластер российских поставщиков. Таким образом, «Ласточка» с первого дня стала полностью российским продуктом.
Сегодня «Ласточка» нравится и пассажирам, которым дает возможность быстро и комфортно добираться до места учебы, работы и отдыха, и тем, кто ее эксплуатирует. Электропоезд обладает рядом значительных преимуществ. Так, например, существует возможность гибкой компоновки состава – в путь можно отправить от 3 до 12 вагонов. Модификации базовой платформы позволяют получить поезда для разных целей – это может быть и пригородная электричка, и межрегиональный поезд. Кроме того, с 2018 года завод производит «Ласточку» модификации ЭС1П. Пока это единственный российский электропоезд, работающий одновременно от переменного и постоянного тока.
Собирая лучших поставщиков
Примечательно, что до сих пор часть процессов, задействованных в создании «Ласточек», в России выполняют только на «Уральских локомотивах». Это и покрытие кузова водорастворимой краской, и сварка вагонов из алюминиевых профилей, и масштабное применение склеивания различных металлов. Инвестиции превысили 20 млрд руб. На заводе многие процессы автоматизированы. Например, сварка элементов рам тележек роботизирована на 90%. Такого нет ни на одном российском предприятии.
Ответственно на «Уральских локомотивах» подошли и к поставкам комплектующих для поездов. При создании пула поставщиков в первую очередь обращались к тем, кто уже сотрудничал с заводом по другим проектам. Географию поисков особенно не ограничивали – рассматривалось сотрудничество с компаниями из всех регионов России. К своему десятилетию «Уральские локомотивы» собрали вокруг себя более 160 поставщиков из РФ. К каждому из них предъявляются крайне серьезные требования, в том числе сертификация по международным стандартам ISO и IRIS.
Принимая участие в реализации нового для России проекта по производству скоростных электропоездов, все предприятия-поставщики понимали, что нужно не только выходить на качественно новый уровень выпускаемых комплектующих, но и осваивать производство узлов и модулей, ранее не используемых в России. Так, например, производство маски для «Ласточки» было освоено в Челябинске. Специально для этого менее чем за год на предприятии, обладающем опытом выпуска пластиковых деталей для автомобилей, организовали целый производственный участок, специалисты которого изготавливают маску, начиная от формирования матрицы и заканчивая полностью готовым изделием. Вес маски составляет более 500 кг, а крепится она к кузову специальным эластичным клеем. Такая технология является уникальной для отечественного железнодорожного машиностроения.
Не «Ласточкой» единой
Еще до создания совместного предприятия у команды завода был опыт разработки и производства локомотива серии 2ЭС6 «Синара», который и сегодня остается самым массовым электровозом нового поколения в стране. На данный момент грузовые составы, передвигающиеся по железным дорогам от Кемеровской области до северных морских портов, водят более тысячи машин данной серии. В мае текущего года пресс-центр завода сообщил, что «Синара» расширяет географию присутствия. Теперь локомотивы водят составы и в город Вязьму Смоленской области – здесь находится последняя перед белорусской границей узловая железнодорожная станция, электрифицированная постоянным током.
Первым проектом «Уральских локомотивов» стал грузовой двухсекционный электровоз 2ЭС10 «Гранит» с асинхронным тяговым приводом. Локомотив способен вести поезд массой до 12 тыс. т. Для вождения поездов повышенной массы по участкам железных дорог с особо сложным профилем пути была разработана специальная бустерная секция. При этом создатели электровоза предусмотрели возможность его работы по системе многих единиц и добавили функцию автономной работы одной секции. Модель 2ЭС10 на протяжении многих лет остается мощнейшим локомотивом постоянного тока не только в России, но и во всем мире.
Теперь предприятие намерено представить рынку локомотив модели 2ЭС6А. Ожидается, что новинка станет своего рода платформой для новой линейки электровозов. В настоящее время ведутся разработки проекта. Известно, что завод планирует применять в новой модели когнитивные технологии. Сроки для реализации традиционно краткие, планируется, что первые 2ЭС6А выйдут на сеть уже в 2022 году.
Курс на движение вперед
Перспективность продукции «Уральских локомотивов» подтверждена экспертами. Несколько лет назад Центр экономики инфраструктуры РФ представлял результаты своего исследования, согласно которым до 2030 года потребность в скоростных электричках в России будет составлять более 1,9 тыс. вагонов. Однако уже сейчас можно говорить, что эти показатели будут расти.
Следующий шаг завода в сфере пассажирских перевозок – создание российского двухэтажного поезда. В настоящее время идет совместная работа с ОАО «РЖД» над документацией и утверждением эскизных проектов. Возможно, что производство начнется уже в 2023 году – при условии, что заказчик подтвердит потребность в продукте. Ведется работа и над созданием поезда для ВСМ. «На текущей стадии специалисты завода в сотрудничестве с Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта (совместный проект Группы «Синара» и ОАО «РЖД») прорабатывают технические требования к новым поездам», – говорит О. Спаи.
В планах у «Уральских локомотивов» не останавливаться на достигнутом. Предприятие продолжает путь к созданию «цифровой фабрики», где сквозные процессы свяжут между собой всех специалистов, занятых разработкой и производством продукта. Ожидается, что таким же образом будут связаны с сотрудниками завода и поставщики всех необходимых комплектующих. Уже сейчас принципы цифровизации лежат в основе работы предприятия, а диджитал-технологии внедрены в проектирование моделей и проведение различных испытаний.
Руководство предприятия отмечает: цифровизация позволяет улучшать показатели работы, растет качество продукции и производительность, уменьшаются сроки проектирования. Уже несколько лет «Уральские локомотивы» по темпам развития стабильно входят в ТОП-10 машиностроительных компаний России по производительности труда, а в Свердловской области остаются бессменными лидерами.