+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.07.2020 09:00:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Гнездо железных «Ласточек»: «Уральским локомотивам» – 10 лет

Скоростные электропоезда «Ласточка» сегодня знакомы практически каждому россиянину. А ведь в ежедневное расписание российских железных дорог их впервые внесли всего несколько лет назад. Выпускающий их завод – «Уральские локомотивы» – празднует в 2020 году свое 10-летие. И примечательно, что продуктовая линейка предприятия не ограничена одним лишь знаменитым брендом, в нее органично входят и мощные современные грузовые электровозы.
От первых шагов до любимого поезда россиян

В 2010 году российская Группа «Синара» и немецкий концерн Siemens основали совместное предприятие. Сегодня можно смело сказать, что «Уральские локомотивы» стали редким для страны примером высокоэффективного российско-германского сотрудничества. Конструктивное партнерство дало возможность в кратчайшие сроки создать принципиально новый подвижной состав, который активно используется на сети РЖД. Генеральный директор завода Олег Спаи подчеркивает: техника предприятия уникальна. По его словам, заводу зачастую приходилось становиться первопроходцем российского машиностроения, внедрять те технические решения, которые никто в стране до этого не применял. «Когда принималось решение о выборе площадки, «Уральские локомотивы» уже обладали хорошим опытом в производстве подвижного состава нового поколения. Работая над созданием грузового двухсекционного электровоза «Гранит» с асинхронным тяговым приводом (серия 2ЭС10), завод получил необходимый опыт международной кооперации, а рабочий коллектив и инженерно-конструкторские кадры доказали способность решать сложные технические задачи в максимально короткие сроки. Поэтому в ноябре 2010 года, когда локомотив 2ЭС10 представляли президенту РФ Владимиру Путину, ему также показали и макет будущего электропоезда. Так было положено начало истории создания «Ласточек», – рассказывает О. Спаи.

Работа над проектом велась в сжатые сроки. Так, договор был подписан в 2012 году, а уже в 2014-м первый электропоезд отправился на испытания. По словам О. Спаи, за 2 года заводу удалось не только создать самую современную в Европе производственную площадку по выпуску скоростных электропоездов, но и сформировать мощный кластер российских поставщиков. Таким образом, «Ласточка» с первого дня стала полностью российским продуктом.

Сегодня «Ласточка» нравится и пассажирам, которым дает возможность быстро и комфортно добираться до места учебы, работы и отдыха, и тем, кто ее эксплуатирует. Электропоезд обладает рядом значительных преимуществ. Так, например, существует возможность гибкой компоновки состава – в путь можно отправить от 3 до 12 вагонов. Модификации базовой платформы позволяют получить поезда для разных целей – это может быть и пригородная электричка, и межрегиональный поезд. Кроме того, с 2018 года завод производит «Ласточку» модификации ЭС1П. Пока это единственный российский электропоезд, работающий одновременно от переменного и постоянного тока.

Собирая лучших поставщиков

Примечательно, что до сих пор часть процессов, задействованных в создании «Ласточек», в России выполняют только на «Уральских локомотивах». Это и покрытие кузова водорастворимой краской, и сварка вагонов из алюминиевых профилей, и масштабное применение склеивания различных металлов. Инвестиции превысили 20 млрд руб. На заводе многие процессы автоматизированы. Например, сварка элементов рам тележек роботизирована на 90%. Такого нет ни на одном российском предприятии.

Ответственно на «Уральских локомотивах» подошли и к поставкам комплектующих для поездов. При создании пула поставщиков в первую очередь обращались к тем, кто уже сотрудничал с заводом по другим проектам. Географию поисков особенно не ограничивали – рассматривалось сотрудничество с компаниями из всех регионов России. К своему десятилетию «Уральские локомотивы» собрали вокруг себя более 160 поставщиков из РФ. К каждому из них предъявляются крайне серьезные требования, в том числе сертификация по международным стандартам ISO и IRIS.
Принимая участие в реализации нового для России проекта по производству скоростных электропоездов, все предприятия-поставщики понимали, что нужно не только выходить на качественно новый уровень выпускаемых комплектующих, но и осваивать производство узлов и модулей, ранее не используемых в России. Так, например, производство маски для «Ласточки» было освоено в Челябинске. Специально для этого менее чем за год на предприятии, обладающем опытом выпуска пластиковых деталей для автомобилей, организовали целый производственный участок, специалисты которого изготавливают маску, начиная от формирования матрицы и заканчивая полностью готовым изделием. Вес маски составляет более 500 кг, а крепится она к кузову специальным эластичным клеем. Такая технология является уникальной для отечественного железнодорожного машиностроения.

Не «Ласточкой» единой

Еще до создания совместного предприятия у команды завода был опыт разработки и производства локомотива серии 2ЭС6 «Синара», который и сегодня остается самым массовым электровозом нового поколения в стране. На данный момент грузовые составы, передвигающиеся по железным дорогам от Кемеровской области до северных морских портов, водят более тысячи машин данной серии. В мае текущего года пресс-центр завода сообщил, что «Синара» расширяет географию присутствия. Теперь локомотивы водят составы и в город Вязьму Смоленской области – здесь находится последняя перед белорусской границей узловая железнодорожная станция, электрифицированная постоянным током.

Первым проектом «Уральских локомотивов» стал грузовой двухсекционный электровоз 2ЭС10 «Гранит» с асинхронным тяговым приводом. Локомотив способен вести поезд массой до 12 тыс. т. Для вождения поездов повышенной массы по участкам железных дорог с особо сложным профилем пути была разработана специальная бустерная секция. При этом создатели электровоза предусмотрели возможность его работы по системе многих единиц и добавили функцию автономной работы одной секции. Модель 2ЭС10 на протяжении многих лет остается мощнейшим локомотивом постоянного тока не только в России, но и во всем мире.

Теперь предприятие намерено представить рынку локомотив модели 2ЭС6А. Ожидается, что новинка станет своего рода платформой для новой линейки электровозов. В настоящее время ведутся разработки проекта. Известно, что завод планирует применять в новой модели когнитивные технологии. Сроки для реализации традиционно краткие, планируется, что первые 2ЭС6А выйдут на сеть уже в 2022 году.

Курс на движение вперед

Перспективность продукции «Уральских локомотивов» подтверждена экспертами. Несколько лет назад Центр экономики инфраструктуры РФ представлял результаты своего исследования, согласно которым до 2030 года потребность в скоростных электричках в России будет составлять более 1,9 тыс. вагонов. Однако уже сейчас можно говорить, что эти показатели будут расти.

Следующий шаг завода в сфере пассажирских перевозок – создание российского двухэтажного поезда. В настоящее время идет совместная работа с ОАО «РЖД» над документацией и утверждением эскизных проектов. Возможно, что производство начнется уже в 2023 году – при условии, что заказчик подтвердит потребность в продукте. Ведется работа и над созданием поезда для ВСМ. «На текущей стадии специалисты завода в сотрудничестве с Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта (совместный проект Группы «Синара» и ОАО «РЖД») прорабатывают технические требования к новым поездам», – говорит О. Спаи.

В планах у «Уральских локомотивов» не останавливаться на достигнутом. Предприятие продолжает путь к созданию «цифровой фабрики», где сквозные процессы свяжут между собой всех специалистов, занятых разработкой и производством продукта. Ожидается, что таким же образом будут связаны с сотрудниками завода и поставщики всех необходимых комплектующих. Уже сейчас принципы цифровизации лежат в основе работы предприятия, а диджитал-технологии внедрены в проектирование моделей и проведение различных испытаний.

Руководство предприятия отмечает: цифровизация позволяет улучшать показатели работы, растет качество продукции и производительность, уменьшаются сроки проектирования. Уже несколько лет «Уральские локомотивы» по темпам развития стабильно входят в ТОП-10 машиностроительных компаний России по производительности труда, а в Свердловской области остаются бессменными лидерами.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions