В дальнейшем на рынок вышли такие компании, как АО «ИПК «Страж» с интеллектуальной системой «БигЛок», ООО «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП) с электронной навигационной пломбой, StarcomSystems и ООО «Сервисный центр «Транстелематика» с электронными устройствами (замками) Watchlock Pro и Lokies.
Электронные устройства (пломбы) ООО «ЦРЦП» успешно применяются при транзите продукции в рамках постановления правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1877, при железнодорожных перевозках в рамках исполнения приказа Росжелдора от 17.07.2020 г. № 285 применяются пломбы ООО «ЦРЦП» и АО «ИПК «Страж».
При разработке или использовании электронных устройств различных типов в интересах сохранности перевозимых грузов ФГП ВО ЖДТ России всегда рассматривало три основных критерия, которые должно объединить в себе электронное устройство, – это усиление контроля за доступом к охраняемому грузу, мгновенная передача информации при нарушении целостности устройства и мониторинг движения груза на всем маршруте следования в режиме реального времени.
Рассмотрим их подробнее.
Первый критерий – усиление контроля за доступом к охраняемому грузу. Электронное устройство имеет свой силовой сегмент, он может быть как отдельным, так и в составе электронного блока. Именно он фиксирует запорное устройство и может являться как дополнительным к основному ЗПУ грузоотправителя, так и самостоятельным (при условии его легализации) устройством.
Второй – это мгновенная передача информации при нарушении целостности устройства. Этот параметр исключительно технический, и все разработчики заявляют о его выполнении, то есть при разрыве троса, повреждении, разрушении устройства подается моментальный сигнал на пульт диспетчера. Заявление, конечно, амбициозное, ведь мы знаем, что связь устройства со спутником происходит по GSM-каналу. Но на данный момент ни один оператор сотовой связи не гарантирует покрытия всей территории России – и это является проблемой для мгновенной передачи информации. Впрочем, разработчики нашли выход из сложившейся ситуации – это дополнительно встроенный спутниковый модуль «Глобал Стар» или «Иридиум», однако совместное применение указанных систем приведет к существенному удорожанию электронного устройства.
Но даже мгновенного получения сигнала недостаточно для стопроцентной сохранности грузов. Необходимо оперативно, в режиме онлайн обеспечить силовое реагирование на сигнал «Тревога». Для этого прежде всего необходимы группы быстрого реагирования.
Третий критерий – мониторинг движения груза на всем маршруте следования в режиме реального времени. Данный критерий реализован путем разработки программного обеспечения. У каждого разработчика оно свое (и это является существенным минусом). Программное обеспечение имеет интуитивно понятный интерфейс и основано на браузерных технологиях, то есть для входа достаточно иметь устойчивый интернет и связку логин-пароль. Также в ПО применяются различные карты и операторы сотовой связи.
Практически применив и испытав имеющиеся на рынке электронные устройства, можно с уверенностью сказать, что благодаря им существенно повышается сохранность перевозимых грузов. Эта инновационная технология заслуживает доверия и просто необходима при транспортировке грузов в современных условиях.
На этапе внедрения, конечно, будут определенные трудности, такие как высокая цена, интероперабельность программного обеспечения, единые технические требования и др. В целях решения указанных проблем необходим единый подход с точки зрения нормативного правового регулирования внедрения электронных устройств в процесс транспортировки грузов. И текущий год показал нам, что на общем политическом фоне возникла необходимость развития экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза с использованием современных технических и технологических решений при организации перевозок по территории государств.