+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.05.2022 15:08:37
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Электронные устройства охраняют грузы: правда или вымысел?

Внедрение электронных устройств для обеспечения сохранности грузов, перевозимых по сети РЖД, ведется уже не один год. Еще в 2012-м АКБ «Компас» по инициативе ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации разработало первое устройство под названием «Следопыт-Т». Именно тогда началось первое опытное применение технологии, функционирующей  на основе глобальной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS в сфере охраны грузов, отправляемых железнодорожным транспортом.
Основной целью создания электронного устройства являлось комбинирование таких методов охраны грузов, как физическая охрана вагона, контейнера с грузом нарядом ведомственной охраны и применение групп быстрого реагирования при получении информации о происшествии. Интеграция этих двух методов позволяет оптимизировать силы и средства ведомственной охраны, так как назначение наряда охраны на каждый вагон, контейнер с грузом – это очень затратный и дорогостоящий метод.

В дальнейшем на рынок вышли такие компании, как АО «ИПК «Страж» с интеллектуальной системой «БигЛок», ООО «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП) с электронной навигационной пломбой, StarcomSystems и ООО «Сервисный центр «Транстелематика» с электронными устройствами (замками) Watchlock Pro и Lokies.

Электронные устройства (пломбы) ООО «ЦРЦП» успешно применяются при транзите продукции в рамках постановления правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1877, при железнодорожных перевозках в рамках исполнения приказа Росжелдора от 17.07.2020 г. № 285 применяются пломбы ООО «ЦРЦП» и АО «ИПК «Страж».

При разработке или использовании электронных устройств различных типов в интересах сохранности перевозимых грузов ФГП ВО ЖДТ России всегда рассматривало три основных критерия, которые должно объединить в себе электронное устройство, – это усиление контроля за доступом к охраняемому грузу, мгновенная передача информации при нарушении целостности устройства и мониторинг движения груза на всем маршруте следования в режиме реального времени.

Рассмотрим их подробнее.

Первый критерий – усиление контроля за доступом к охраняемому грузу. Электронное устройство имеет свой силовой сегмент, он может быть как отдельным, так и в составе электронного блока. Именно он фиксирует запорное устройство и может являться как дополнительным к основному ЗПУ грузоотправителя, так и самостоятельным (при условии его легализации) устройством.

Второй – это мгновенная передача информации при нарушении целостности устройства. Этот параметр исключительно технический, и все разработчики заявляют о его выполнении, то есть при разрыве троса, повреждении, разрушении устройства подается моментальный сигнал на пульт диспетчера. Заявление, конечно, амбициозное, ведь мы знаем, что связь устройства со спутником происходит по GSM-каналу. Но на данный момент ни один оператор сотовой связи не гарантирует покрытия всей территории России – и это является проблемой для мгновенной передачи информации. Впрочем, разработчики нашли выход из сложившейся ситуации – это дополнительно встроенный спутниковый модуль «Глобал Стар» или «Иридиум», однако совместное применение указанных систем приведет к существенному удорожанию электронного устройства.
Но даже мгновенного получения сигнала недостаточно для стопроцентной сохранности грузов. Необходимо оперативно, в режиме онлайн обеспечить силовое реагирование на сигнал «Тревога». Для этого прежде всего необходимы группы быстрого реагирования.

Третий критерий – мониторинг движения груза на всем маршруте следования в режиме реального времени. Данный критерий реализован путем разработки программного обеспечения. У каждого разработчика оно свое (и это является существенным минусом). Программное обеспечение имеет интуитивно понятный интерфейс и основано на браузерных технологиях, то есть для входа достаточно иметь устойчивый интернет и связку логин-пароль. Также в ПО применяются различные карты и операторы сотовой связи.

Практически применив и испытав имеющиеся на рынке электронные устройства, можно с уверенностью сказать, что благодаря им существенно повышается сохранность перевозимых грузов. Эта инновационная технология заслуживает доверия и просто необходима при транспортировке грузов в современных условиях.

На этапе внедрения, конечно, будут определенные трудности, такие как высокая цена, интероперабельность программного обеспечения, единые технические требования и др. В целях решения указанных проблем необходим единый подход с точки зрения нормативного правового регулирования внедрения электронных устройств в процесс транспортировки грузов. И текущий год показал нам, что на общем политическом фоне возникла необходимость развития экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза с использованием современных технических и технологических решений при организации перевозок по территории государств.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions