+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.11.2022 16:06:08
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Драма на границе России и Китая: инфраструктура не справляется с грузопотоком

Рост контейнерных перевозок из Китая в Россию показал рост на 177%, об этом накануне заявил Нурлан Сауранбаев, председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы». Российские грузовладельцы все чаще используют этот обходной путь, так как по прямой – из Китая в Россию через дальневосточные порты – груз идет до трех месяцев. РЖД-Партнер опросил участников рынка и выяснил, кто виноват и что делать. Об этом участники рынка будут говорить и на XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую организует и проведет РЖД-Партнер уже 7 декабря.
Груз сломал поток

Самая напряженная ситуация – в морских портах Дальнего Востока России, грузопоток увеличился вдвое. На рынок вышли новые игроки – российские, китайские и корейские судоходные компании организуют регулярные морские международные сервисы, фрахтуя контейнеровозы на спотовом рынке или приобретая их в собственность. Однако суда стоят на рейде до трех недель, говорит Алексей Приставкин, руководитель отдела мультимодальных перевозок «Канавара транспортные системы». Еще год назад потоки импорта принимали на себя как порты Находки и Владивостока, так и морские гавани Северо-Запада, однако сейчас весь удар приняли дальневосточные порты, говорит Оксана Феоктистова, директор бизнес-юнита ПЭК: Global.

«Ожидание разгрузки в любом из дальневосточных портов занимает до 30 дней. Но мало разгрузить, для таможенных досмотров не хватает открытых площадок, кроме того, недостаточно железнодорожных платформ, чтобы вывести груз из порта. В итоге только срок морской перевозки из Китая в Россию может достигать 60 дней», – говорит она.

Судно из Шанхая до Владивостока идет всего 4 дня, говорит А. Приставкин. Если отправлять груз по суше, то ему придется преодолеть девять погранпереходов между Россией и Китаем. А там ситуация не менее критическая: пропускная способность каждого – не более 40 грузовиков в сутки. Самая напряженная ситуация на МАПП Забайкальск – Маньчжурия.

«Сохраняется модель перецепки, когда до границы товар доставляет китайский грузовик, и только после этого партию забирает тягач на российских номерах. Грузовики проводят в заторах на погранпереходах до 10 дней», – говорит О. Феоктистова.

На железнодорожной сети грузовладельцы лавируют в постоянных изменениях графика выхода поездов из Китая. Китайские железные дороги требуют подтверждение от погранперехода, а российская сторона должна подтвердить наличие необходимых мощностей. Заторы возникли на самых востребованных направлениях, на погранпереходах Забайкальск, Наушки, Алтынколь, Достык, об этом говорит А. Приставкин.

«Контейнерные поезда переносят выход с китайских железнодорожных станций ввиду того, что погранпереходы не подтверждают отправки, таким образом, общая задержка составляет около четырех недель», – говорит он.

В России железнодорожные станции тоже не справляются с потоком, контейнерные поезда зачастую стоят в ожидании очереди на выгрузку, добавляет он. В ноябре начались задержки на станциях приема контейнерных поездов Московского железнодорожного узла: Ворсино, Белый Раст, Кресты и Селятино, добавляет О. Феоктистова.

«Инфраструктура не справилась с возросшим количеством контейнеров: не хватает мощностей на складах временного хранения, спецтехники для разгрузки контейнеров. В результате контейнерные поезда простаивают в очереди на разгрузку до 5 дней», – говорит она.

При этом владелец железнодорожной инфраструктуры тарифы из-за снижения скорости обработки грузов не снизил. Потому что тариф формирует рыночный спрос и предложение, говорит О. Феоктистова.

Сколько стоит груз

А грузовладельцы готовы платить – расценки на перевозку контейнеров из Китая в Россию выросли минимум на треть, говорят участники рынка. Доставка 20-футового контейнера из Китая в дальневосточные порты оценивается в среднем $5 тыс., если везти его по железнодорожной сети, то за транспортировку надо отдать еще на 20% больше, доставка одного 20-футового контейнера автотранспортом обойдется на 30% дороже, чем морем.

Появились уникальные предложения: достать застрявшие контейнеры и отдать их грузовладельцу в обход пробок. За это просят по 500 тыс. руб. за каждый контейнер, который доставят на железнодорожной станции Новосибирска. Однако источник, рассказавший о такой услуге РЖД-Партнеру, сомневается в работоспособности такой схемы. Говорит он и о схеме, и о хитростях по проталкиванию грузов по логистическим цепочкам неохотно. Но есть официальный сценарий моделирования развития грузоперевозок на маршрутах Восточного полигона к 2025 году, он предусматривает рост объема в 30%, об этом говорит Кирилл Тюленев, заместитель директора Научного центра по комплексным транспортным проблемам Минтранса России. Грузовладельцев России могли бы спасти новые межконтинентальные сервисы линейного судоходства, интегрированные с наземными участками евразийских транспортных коридоров.

Дальневосточные порты участники рынка обвиняют в устаревшей терминальной инфраструктуре, которая не способна обеспечить суточную обработку достаточного количества контейнеров, идущих в импортном направлении. Железнодорожные подъезды забиты пустыми контейнерами, которые никому не нужны, негодует А. Приставкин.

«Экспорт резко снизился, соответственно свободных железнодорожных платформ для вывоза импортных контейнеров не хватает», – говорит он.

Участники рынка рассчитывают, что в ближайшее время пробку из контейнеров разберут. Власти уже заявили о намерении увеличить число контейнерных составов до трех пар в сутки. Минтранс также предлагает увеличить в 5 раз число поездов, которые будут выводить контейнеры в полувагонах. Бизнес аккуратно напоминает, что сейчас на РЖД действует скидка в 20,7% на перевозку контейнеров в полувагонах и они очень надеются, что скидка сохранится и в будущем году. Бизнес верит, что стационарный пункт пропуска Кани-Курган, который уже строят у моста Благовещенск – Хэйхэ, заработает в ближайшее время, заявляется, что ввод его увеличит пропускную способность мостового перехода в 17 раз.

«На наш взгляд, необходимо внедрить электронную систему резервирования времени пересечения госграницы на автомобильных погранпереходах, модернизировать подъездные трассы, расширив число полос. Важно увеличить досмотровых площадок и стоянок для транспорта на МАПП, оснастить цифровым оборудованием погранпереходы, создать дополнительные складские помещения и реконструировать существующие. Требуется ускорить создание дополнительных погранпереходов, это позволит равномерно распределить растущий грузопоток», – говорит О. Феоктистова.

О существующих и будущих логистических схемах участники рынка будут говорить и на международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которую организует и проведет РЖД-Партнер 7 декабря. Регистрация уже открыта.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions