• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 76.31 -0.65 EUR ЦБ РФ 83.15 0.18
    BTC 28293.29 usd BTC 2155382.83 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.02.2023 16:23:34
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Черные металлы: спад продолжается

В январе на сети РЖД погружено 5,4 млн т черных металлов. Это на 10,6% ниже, чем годом ранее.
Черные металлы: спад продолжается
Проблема со сбытом

Динамика спада к прошлогоднему значению практически одинаково распределилась по основным металлопогрузочным дорогам сети. На Южно-Уральской железной дороге погружено 1,2 млн т (-9,6% к январю 2022 года), Юго-Восточной – 1,1 млн т (-10,6%), Свердловской – 797,8 тыс. т (-10,4%).

Напомним, по итогам 2022 года погрузка черных металлов, с учетом хорошего результата первых месяцев, сократилась на 4,3%. На падение в большой степени повлияла ситуация на внешних рынках: в экспортном направлении железнодорожные отправки упали почти на 20%.

Российские металлурги оказались под ощутимым санкционным давлением со стороны стран Евросоюза. Особенно сильно от этого пострадали сталевары (с производством чугуна картина была более стабильная). Металлургические компании вынуждены больше ориентироваться на внутренний рынок и налаживать торговые связи с Турцией, Китаем, арабскими странами.

Но потенциал здесь ограничен, считают эксперты, поэтому проблема сбыта сейчас стоит крайне остро. Переориентация на Восток осложняется насыщенностью местного рынка собственными металлами, внутренний же рынок с учетом его сжатия из-за падения экономики не сможет компенсировать потерю европейского направления.

Как отмечает квалифицированный инвестор, создатель сообщества «ИнвестТема» Владимир Литвинов, даже в условиях дефицитного бюджета правительство оказывает большую поддержку застройщикам, которые, в свою очередь, продолжат стройки, требующие металлопродукции. Тем не менее спрос на нее внутри страны столкнется с проблемами масштабируемости. После ограничения экспорта все металлурги ринулись занимать ниши на внутреннем рынке, но не всем это удастся хорошо в равной мере, полагает эксперт.

В то же время растущие в мире цены на сталь должны поддержать отрасль. Экспортная цена на горячекатаный прокат выросла с начала года на 15%, до $660 за 1 т, что должно подтолкнуть вверх и цены внутреннего рынка в феврале–марте, поясняет аналитик ИБ «Синара» Дмитрий Смолин.

Китай открывает запросы

Меньшее падение погрузки январь показал по железорудному концентрату. Со станций РЖД отправлено 9,6 млн т железной и марганцевой руды. Это на 1,4% ниже прошлогоднего результата. При этом из крупных погрузочных дорог рост зафиксирован на Октябрьской магистрали, где погружено 2 млн т сырья (+13,2% к январю 2022 года), в то время как на ряде других отправки ушли в минус. На Юго-Восточной погружено 3,4 млн т руды (-3,2%), Московской – 1,5 млн т (-17,3%), Свердловской – 954,5 тыс. т (-10,4%).

Стоит отметить положительную тенденцию погрузки железорудного концентрата на дорогах Восточного полигона, которая во многом ориентирована на экспорт в страны Азии. Притом что на Восточно-Сибирской отправки снизились незначительно – на 0,2% (до 304,6 тыс. т), на Забайкальской получен рост в 9,7 раза (погружено 209 тыс. т), Дальневосточной – в 1,6 раза (264 тыс. т). Эффект объясним действовавшими годом ранее из-за пандемии ограничениями на погранпереходах с Китаем.

Ожидается, что сегодняшний выход КНР с карантина, как и подъем китайской экономики, приведет к увеличению спроса на сырье для металлургической отрасли, причем не только железной, но и цветной руды.

Среди всех промышленных цветных металлов наиболее интересно смотрится медь, отмечает главный аналитик ПСБ Алексей Головинов, так как существуют определенные ограничения по наращиваю производства, а потребность в ней будет только расти. Причем тенденция может быть долгосрочной: по прогнозу аналитиков Международного энергетического агентства, мировой спрос в течение следующих 20 лет удвоится.

При этом на востоке России, географически близком к Китаю и другим рынкам АТР, сегодня реализуется несколько крупных проектов в горно-рудной промышленности. В 2023 году стартует запуск производства на Удоканском месторождении меди в Забайкалье. Мощность переработки здесь будет достигать 15 млн т руды ежегодно. Предприятие сможет производить до 135 тыс. т меди в катодах и сульфидном концентрате.

В Хабаровском крае в 2024–2025 гг. планируется в четыре этапа построить горно-обогатительный комбинат на Малмыжском медном месторождении ежегодной мощностью переработки 90 млн т.

Все это сможет отразиться на железнодорожных перевозках. Но пока отправки цветной руды и серного сырья на сети РЖД находятся в отрицательной зоне. В январе погружено 1,4 млн т данного вида продукции, что на 7,4% меньше, чем в том же месяце 2022 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions