+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.02.2023 16:23:34
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Черные металлы: спад продолжается

В январе на сети РЖД погружено 5,4 млн т черных металлов. Это на 10,6% ниже, чем годом ранее.
Проблема со сбытом

Динамика спада к прошлогоднему значению практически одинаково распределилась по основным металлопогрузочным дорогам сети. На Южно-Уральской железной дороге погружено 1,2 млн т (-9,6% к январю 2022 года), Юго-Восточной – 1,1 млн т (-10,6%), Свердловской – 797,8 тыс. т (-10,4%).

Напомним, по итогам 2022 года погрузка черных металлов, с учетом хорошего результата первых месяцев, сократилась на 4,3%. На падение в большой степени повлияла ситуация на внешних рынках: в экспортном направлении железнодорожные отправки упали почти на 20%.

Российские металлурги оказались под ощутимым санкционным давлением со стороны стран Евросоюза. Особенно сильно от этого пострадали сталевары (с производством чугуна картина была более стабильная). Металлургические компании вынуждены больше ориентироваться на внутренний рынок и налаживать торговые связи с Турцией, Китаем, арабскими странами.

Но потенциал здесь ограничен, считают эксперты, поэтому проблема сбыта сейчас стоит крайне остро. Переориентация на Восток осложняется насыщенностью местного рынка собственными металлами, внутренний же рынок с учетом его сжатия из-за падения экономики не сможет компенсировать потерю европейского направления.

Как отмечает квалифицированный инвестор, создатель сообщества «ИнвестТема» Владимир Литвинов, даже в условиях дефицитного бюджета правительство оказывает большую поддержку застройщикам, которые, в свою очередь, продолжат стройки, требующие металлопродукции. Тем не менее спрос на нее внутри страны столкнется с проблемами масштабируемости. После ограничения экспорта все металлурги ринулись занимать ниши на внутреннем рынке, но не всем это удастся хорошо в равной мере, полагает эксперт.

В то же время растущие в мире цены на сталь должны поддержать отрасль. Экспортная цена на горячекатаный прокат выросла с начала года на 15%, до $660 за 1 т, что должно подтолкнуть вверх и цены внутреннего рынка в феврале–марте, поясняет аналитик ИБ «Синара» Дмитрий Смолин.

Китай открывает запросы

Меньшее падение погрузки январь показал по железорудному концентрату. Со станций РЖД отправлено 9,6 млн т железной и марганцевой руды. Это на 1,4% ниже прошлогоднего результата. При этом из крупных погрузочных дорог рост зафиксирован на Октябрьской магистрали, где погружено 2 млн т сырья (+13,2% к январю 2022 года), в то время как на ряде других отправки ушли в минус. На Юго-Восточной погружено 3,4 млн т руды (-3,2%), Московской – 1,5 млн т (-17,3%), Свердловской – 954,5 тыс. т (-10,4%).

Стоит отметить положительную тенденцию погрузки железорудного концентрата на дорогах Восточного полигона, которая во многом ориентирована на экспорт в страны Азии. Притом что на Восточно-Сибирской отправки снизились незначительно – на 0,2% (до 304,6 тыс. т), на Забайкальской получен рост в 9,7 раза (погружено 209 тыс. т), Дальневосточной – в 1,6 раза (264 тыс. т). Эффект объясним действовавшими годом ранее из-за пандемии ограничениями на погранпереходах с Китаем.

Ожидается, что сегодняшний выход КНР с карантина, как и подъем китайской экономики, приведет к увеличению спроса на сырье для металлургической отрасли, причем не только железной, но и цветной руды.

Среди всех промышленных цветных металлов наиболее интересно смотрится медь, отмечает главный аналитик ПСБ Алексей Головинов, так как существуют определенные ограничения по наращиваю производства, а потребность в ней будет только расти. Причем тенденция может быть долгосрочной: по прогнозу аналитиков Международного энергетического агентства, мировой спрос в течение следующих 20 лет удвоится.

При этом на востоке России, географически близком к Китаю и другим рынкам АТР, сегодня реализуется несколько крупных проектов в горно-рудной промышленности. В 2023 году стартует запуск производства на Удоканском месторождении меди в Забайкалье. Мощность переработки здесь будет достигать 15 млн т руды ежегодно. Предприятие сможет производить до 135 тыс. т меди в катодах и сульфидном концентрате.

В Хабаровском крае в 2024–2025 гг. планируется в четыре этапа построить горно-обогатительный комбинат на Малмыжском медном месторождении ежегодной мощностью переработки 90 млн т.

Все это сможет отразиться на железнодорожных перевозках. Но пока отправки цветной руды и серного сырья на сети РЖД находятся в отрицательной зоне. В январе погружено 1,4 млн т данного вида продукции, что на 7,4% меньше, чем в том же месяце 2022 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions