За последние 40 лет и ранее звучали предложения участвовать в транспортировке грузов по Севморпути для других стран. Напомню, что 1 октября 1987 года в Мурманске Михаил Горбачев в качестве разрядки заявил, что «мы могли бы открыть Северный морской путь для иностранных судов при нашем обеспечении ледокольной проводкой».
Правда условием тогда было «в зависимости от того, как пойдет дело с нормализацией международных отношений». Сейчас сложно говорить о нормальности международных отношений со странами коллективного Запада. Но это не означает, что СМП не может быть международной трассой, которая способна работать круглогодично.
Современная реальность
В отличие от западной коалиции, страны Юго-Восточной Азии гораздо более прагматичны и готовы воспользоваться открывающимися возможностями. Это в первую очередь такие игроки как Китай и Индия.
У них разные интересы в Арктике, но привлекают неарктические страны в Заполярье огромные ресурсы и возможности экономического роста.
Для России это возможность получить от партнеров финансовые ресурсы и технологии, которых у нас в данный момент не хватает. Известно, что все отечественные судоверфи загружены на много лет вперед, как гражданскими, так и военными заказами.
В то же время замещение западных технологий по сейсморазведке и в целом сервисного направления может происходить с помощью компаний из дружественных стран. Таким образом, мы сможем увеличить инвестиции в развитие СМП без корректировки госбюджета.
Что планируем модернизировать?
У нас есть база для круглогодичной навигации. Она была создана еще в середине 70-х годов прошлого века. Но для круглогодичной навигации тогда и позже не наступили условия.
Сейчас, когда грузопоток по СМП вырос почти в 10 раз, и собирается еще кратно увеличиться, вопрос круглогодичной навигации становится актуальным. Мало модернизировать порты, мало построить новые ледоколы взамен выбывающим, необходимо еще обновить гидрометеослужбу на побережье, усилить спутниковую группировку для прогнозирования ледообразования, завершить создание системы спасательной службы.
Рост грузопотока ведет и к увеличению экологических рисков. Поэтому необходимо создание государственной подсистемы экологического мониторинга акватории СМП.
Автор: Николай Доронин, председатель правления Проектного офиса развития Арктики
Фото: ПАО «Мурманское морское пароходство»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.