+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.08.2020 14:34:07
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор рынка авиаперевозок (январь – июль 2020 г.)

Россия возобновила авиасообщение с Турцией, Великобританией, Танзанией и Швейцарией. Цена на топливо в июле впервые продемонстрировала рост. Но эксперты прогнозируют сложные времена для отрасли и для авиакомпаний в частности.
Грузы и почта

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), грузооборот за 7 месяцев этого года (январь – июль) снизился на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, с 4,1 до 3,7 млрд т-км. При этом объем перевезенных грузов и почты в целом по гражданской авиации снизился на 3,9%, до 603,1 тыс. т. Процент коммерческой загрузки снизился на 10%.

В июле грузооборот российских авиакомпаний сократился на 14,6% по сравнению с июлем прошлом года, объем грузов и почты – на 9,2%, процент коммерческой загрузки – на 11,8%.

На динамику результатов повлияла мировая ситуация с распространением коронавирусной инфекции, которая повлекла за собой остановку международного авиасообщения, закрытие границ и введение режима самоизоляции.

За 7 месяцев текущего года ситуация с грузооборотом у пятерки крупнейших авиакомпаний, имеющих наибольшую грузовую емкость и объемы, выглядит неравномерно. Так, у «ЭйрБриджКарго» (крупнейший грузовой перевозчик в России) грузооборот снизился на 18,4%, объем грузов и почты – на 12%.

Значительное снижение демонстрирует грузооборот компании «Аэрофлот» – на 20%, объем грузов и почты – на 27,5%. «На операционные результаты 7 месяцев и июля 2020 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Остановка регулярных международных рейсов и ограничения на передвижения по России повлекли снижение показателей», – говорят в компании. При этом в июле из парка авиакомпании выбыло одно воздушное судно Airbus А330-300.

Грузооборот авиакомпании «Победа» (крупнейшего российского лоукостера, входящего в группу «Аэрофлот») за январь – июль демонстрирует падение на 34,5%, объем перевезенных грузов и почты – на 31,9%. Сейчас ситуация также начала меняться, в том числе благодаря тому, что в июле «Победа» получила четыре самолета Boeing 737-800. С 1 июня лоукостер приступил к поэтапному восстановлению программы полетов по России. Всего в расписании лоукостера на летний сезон 2020 года представлено 85 внутрироссийских направлений.

Грузооборот другой дочерней авиакомпании – «Россия» – также снизился за 7 месяцев этого года на 16,3%, объем перевезенных грузов и почты – на 21,2%. Напомним, 10 августа «Россия» открыла международные рейсы из Пулково.

Почти вдвое вырос грузооборот авиакомпании «Сибирь». В июне S7 Airlines восстановила полеты по всем направлениям своей внутрироссийской маршрутной сети, а также открыла новые рейсы: из Москвы в Геленджик и Ульяновск, из Новосибирска в Оренбург и Волгоград, из Иркутска в Сочи, Симферополь и Южно-Сахалинск.

Положительной динамикой могут похвастаться и «Уральские авиалинии». Их грузооборот вырос на 20%, а объем перевезенных грузов и почты показал снижение лишь на 0,9% за январь – июль. Росту также способствовало открытие новых рейсов внутри страны, программы лояльности, увеличение числа рейсов на уже существующих направлениях, точечное снижение цен на некоторые прямые рейсы. Кроме того, авиакомпания вошла в число тех, кто выполнил наибольшее участие в программе вывозных рейсов. «Уральские авиалинии» еще в мае подали заявку на предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат, понесенных при вывозе россиян из иностранных государств. По данным СМИ, речь шла о субсидии в 2 млрд руб.

По последним данным Росавиации, на начало августа всего в ведомстве приняты положительные решения о предоставлении субсидий по 152 заявкам за апрель и май на общую сумму 4,7 млрд руб.

Добавим, что грузооборот за январь – июль этого года сократился у таких авиакомпаний, как «ЮТэйр», «Аврора», «ИрАэро», «Алроса», «Якутия», Red Wings, «Ямал».

При этом выросли показатели грузооборота у авиакомпаний «Атран», «Волга-Днепр», «Северный ветер», «Роял Флайт», «Икар», «Нордавиа», «Азимут».

Пассажиры

Пассажирооборот за отчетный период снизился в целом по гражданской авиации на 53,8%, с 180,6 до 83 млрд пасс.-км. Объем перевезенных пассажиров – на 51,9%, с 71,8 млн до 34,5 млн человек. Процент занятости пассажирских кресел сократился на 12,5%.

Топ-5 крупнейших российских авиакомпаний в целом показывают снижение пассажирооборота на 50,8%. По отдельности же наилучшим среди них выглядит ситуация у «Сибири» (-14,2%), а наихудшей – у «Аэрофлота». По данным Росавиации, пассажирооборот компании за 7 месяцев текущего года снизился на 60,6%. В июле группа «Аэрофлот» перевезла 2,9 млн пассажиров, что на 54,5% ниже результата за июль прошлого года. В июле продолжилось восстановление объемов внутренних перевозок группы «Аэрофлот», поступательно увеличивается занятость кресел. В августе авиакомпания «Аэрофлот» приступила к поэтапному возобновлению международного регулярного воздушного сообщения – открыты рейсы в Великобританию и Турцию.

Пассажирооборот «Победы» снизился на 31%. Напомним, что лоукостер решил приостановить все полеты с 1 апреля, после того как российское правительство запретило полеты в другие страны из-за коронавируса. С 1 июня в связи с началом отмены ограничительных противовирусных мер лоукостер поэтапно начал возобновлять программу полетов внутрироссийских рейсов – «Победа» начала летать в новые города, расширила линейку пакетных тарифов, запустила грандиозную распродажу на рейсы сентября и октября 2020 года по всем российским направлениям. Другими словами, старается удержаться на плаву, как и все другие участники рынка.

На 52,5% снизился пассажирооборот авиакомпании «Уральские авиалинии» за отчетный период. С начала года услугами авиакомпании воспользовались 2 666 280 пассажиров (-50% к 2019 г.). При этом в июле по сравнению с июнем этого же года пассажиропоток компании вырос в 3,5 раза, а по сравнению с апрелем 2020-го – почти в 15 раз.

В ближайшее время на рост пассажиропотока может повлиять открытие нового регулярного рейса в Анталью из Жуковского. Сейчас Россия уверенно лидирует на въездном рынке Антальи. По информации генерального директора аэропорта Билгихана Йылмаза, на долю российского рынка приходится 60% въездного туризма. По его оценке, пик российских прибытий в Анталью наступит в сентябре.

«Россия» демонстрирует снижение пассажирооборота на 58,3%. Недавно стало известно, что авиакомпания стала лучшей среди российских авиаперевозчиков, заняв 32-е место в глобальном рейтинге наиболее безопасных авиакомпаний мира, составленном немецким исследовательским центром Jet Airliner Crash Data Evaluation Centre (JACDEC) в 2020 году. «Высокие показатели безопасности особенно актуальны при производстве полетов в непростых эпидемиологических условиях. «Россия» делает все возможное, чтобы путешественники не переживали за свое здоровье. Авиакомпания пристально следит за выходом методических рекомендаций надзорных органов и обращается к тенденциям ведущих мировых перевозчиков, вводя в действие актуальные меры эпидемиологической защиты пассажиров, регламентирующие порядок осуществления перевозок в условиях планомерного снятия ограничений авиасообщения», – отметили в компании.

Добавим, что значительнее всего пассажирооборот за январь – июль сократился у таких авиакомпаний, как «Ямал», Red Wings, «Икар» и «Ижавиа».

Прогнозы

С 1 июля Евросоюз официально начал процесс открытия внешних границ. В первый список из 14 государств (позже он был сокращен до 12) Россия не была внесена. Сейчас в списке 10 стран, Россия в него также не включена. Тем не менее на прошлой неделе гендиректор авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев выразил надежду на возобновление авиасообщения со странами Евросоюза в этом году. А накануне президент России Владимир Путин обсудил с вице-премьером Татьяной Голиковой вопросы, связанные с перспективами открытия авиасообщения с другими странами.

Следующий этап снятия ограничений в авиасообщении ожидается с 10 сентября. В частности, неофициально сообщается об открытии рейсов в ОАЭ, а также Киргизию, Казахстан и Армению.

В то же время, несмотря на постепенное возобновление полетов, бороться с последствиями пандемии, по словам участников рынка, будет крайне сложно. В начале августа в интервью СМИ Виталий Савельев не исключил возможности банкротства российских авиакомпаний осенью 2020 года. «По оценке экспертов, еще в 2019 году, до кризиса, избыточное предложение кресел на рынке составляло 12–14%. А что происходит сейчас, когда рынок упал вполовину? Никто ведь пока не остановился, значит, компании начинают демпинговать, бороться всеми способами за пассажира. Это радость для тех, кто летит, но горе для тех, кто возит. Результат для авиакомпаний может оказаться печальным», – спрогнозировал он.

По данным аналитиков, глобальный рынок авиаперевозок вернется на докризисный уровень в феврале 2021 года.

Помочь авиакомпаниям, как уже было сказано, призваны субсидии. В начале августа Росавиация предложила продлить период субсидирование авиакомпаний, пострадавших от пандемии коронавируса, до сентября. Агентство также предложило расширить перечень компенсируемых расходов и увеличить объем возмещения за одного «потерянного» пассажира.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions