+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.09.2017 16:40:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – август 2017 г.)

Согласно прогнозам Минтранса, грузооборот в морских портах РФ по итогам 2017 года может достигнуть 800 млн т. К 2020-му ожидается рост грузооборота до 828 млн т. Удастся ли стивидорам реализовать этот прогноз?
Грузооборот приближается к рекорду

За январь – август 2017 года, по данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот морских портов России увеличился на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 517,3 млн т. По оценке отраслевых аналитиков, если грузооборот будет расти такими же темпами как сейчас, то вряд ли достигнет отметки в 800 млн т к концу года, однако максимально к ней приблизится. Наибольшую долю (54%) в структуре грузооборота занимает перевалка наливных грузов. Объем их переработки за 8 месяцев текущего года вырос на 10,8% по сравнению с январем – августом 2016-го и составил 277,3 млн т. В том числе объем переработки сырой нефти вырос до 169,9 млн т (+16%), нефтепродуктов – до 95,1 млн т (+2,2%) и сжиженного газа – до 9,4 млн т (+10,1%).

Что касается сухогрузов, то данный сегмент также демонстрирует положительную динамику. Объем перевалки по итогам 8 месяцев 2017-го составил 240 млн т, что на 9,9% выше уровня прошлого года. Как всегда среди основных номенклатур, показывающих рост, можно выделить уголь – 102,7 млн т (+15%), грузы в контейнерах – 31,6 млн т (+13,5%), зерно – 25,3 млн т (+23,2%) и минеральные удобрения – 11,2 млн т (+6,2%).

Объем переработки внешнеторговых грузов в течение всего года увеличивался. Так, на экспорт за 8 месяцев было перегружено 399,4 млн т (+7,5%), импорт составил 24 млн т (+17,1%), транзит – 38,4 млн т (+18,3%), каботаж – 55,2 млн т (+25,5%).

Больше всего грузов с начала года обработали стивидоры Юга – 172,3 млн т (+9,1% к уровню 2016 г.). При этом доля перевалки наливных грузов портами Азово-Черноморского бассейна в структуре грузооборота гаваней увеличилась до 58% и составила 100,3 млн т, что на 11% выше уровня прошлого года. Объем переработанных здесь сухогрузов составил 72 млн т (+6,5%). Увеличили объем перевалки грузов операторы морских терминалов таких портов, как Новороссийск – до 96,7 млн т (+12,7%), Туапсе – до 17,8 млн т (+6,3 %), Кавказ – до 21,5 млн т (+4,4%), Тамань – до 9,9 млн т (+16,8%), Ростов-на-Дону – до 8,8 (+4,4) млн т. Снизился по отношению к аналогичному периоду прошлого года грузооборот порта Керчь – до 5,6 млн т (-9,5%).

Во втором по объему перевалки грузов Балтийском бассейне стивидоры обработали 164,6 млн т грузов, что на 5,9% выше, чем в январе – августе 2016 года. Объем сухогрузов увеличился до 68,3 млн т, наливных грузов – до 96,3 млн т. Но если показатели перевалки последних сохраняются на уровне прошлого года (-0,9% к январю – августу 2016 г.), то объем переработанных за 8 месяцев текущего года сухогрузов демонстрирует значительный рост – 17,3%. Это и неудивительно, ведь ряд стивидоров Балтийского бассейна увеличил перевалку сухогрузов в среднем в 2 раза: ООО «Контур СПб», ООО «Феникс», ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания», ООО «Цепрусс», ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» и АО «Балт Нафта».

Через порт Усть-Луга за указанный период прошло 67,5 млн т грузов. Это на 12% больше, чем за январь – август 2016 года. Показатели второго по объемам перевалки порта Балтийского бассейна несколько снижаются. Тем не менее в Приморске было обработано 40,1 млн т (-7,4%). Грузопоток через Большой порт Санкт-Петербург продолжает расти. По итогам 8 месяцев 2017 года объем грузов составил 35,2 млн т (+10,6%).

В морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 129,1 млн т (+6,3%). Большую долю составляют сухогрузы – 78,8 млн т. Объем их перевалки вырос в сравнении с аналогичным периодом 2016-го на 7,7%. Наливных грузов перевалено 50,3 млн т (+4,1%). Главными гаванями по грузообороту остаются порт Восточный – 46,2 млн т (+3,3%), Ванино – 19,9 млн т (-0,5%) и Находка – 16,3 млн т (+5,3%).

Грузооборот портов Каспийского бассейна продолжает снижаться. По итогам 8 месяцев 2017 года он составил 2,4 тыс. т, что на 36% ниже, чем за аналогичный период 2016-го. Наливные грузы по-прежнему активно переходят к конкурентам: объем их перевалки сократился на 64,1% и составил 0,7 тыс. т. Сухогрузы же, можно сказать, держатся на уровне прошлого года – 1,7 тыс. т, что на 6,1% ниже, чем в январе – августе 2016-го. Если рассматривать ключевые гавани бассейна, то объем перевалки грузов в порту Махачкала составил 0,8 млн т, снизившись на 60,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Астрахань – 1,4 млн т (-6,4 %) и Оля – 138 тыс. т. (+39%).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна демонстрируют самые высокие темпы роста – 62,2% к аналогичному периоду прошлого года, до 48,7 млн т. Доля наливных грузов в структуре грузопотока составила 61% и постоянно увеличивается. Так, рост объема перевалки наливных грузов в январе – августе 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го составил 136,9%, до 29,6 млн т, а объем перевалки сухогруза вырос на 8,8%, до 19 млн т.

Контейнеры вернулись в российские порты

За январь – август 2017 года, по данным АСОП, контейнерооборот морских портов России увеличился на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го и составил 3,04 млн TEU.

При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,3 млн TEU, что на 18% превышает показатель января – августа 2016 года (перевалка груженых выросла на 23,3%, порожних – сократилась на 42%). На экспорт было отправлено на 17,3% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 1,27 млн TEU (груженых контейнеров перевалено на 9,4% больше, а порожних – на 31,9%). Каботаж вырос на 9%, до 437 тыс. TEU, а транзит – на 26,6%, до 41,5 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров (груженых) по итогам января – августа 2017-го перевалено 300 тыс. TEU. В том числе импортная перевалка составила 236 тыс. TEU, экспортная – 25 тыс. TEU, транзитная – 0,044 тыс. TEU, каботажная – 39 тыс. TEU.

Порты Дальневосточного бассейна наибольшими темпами среди других гаваней увеличивают переработку контейнеров. Так, с начала года через них прошло 959,4 тыс. TEU, что на 27,6% выше уровня прошлого года. При этом растут показатели как экспорта (увеличение составило 33,6% по отношению к аналогичному периоду 2016 г.), так и импорта (+46,1%). Даже транзитный грузопоток вырос на 25,4%. Каботаж также демонстрирует прибавку в 11,2% по итогам 8 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным показателем годом ранее.

Контейнерооборот портов Азово-Черноморского бассейна за январь – август 2017 года вырос на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го и составил 499,3 тыс. TEU. Объем контейнеров, отправленных в экспортном и импортном направлениях, в течение 8 месяцев 2017 года был примерно одинаковым. Так, экспорт составил 250,7 тыс. TEU, что на 18,1% выше, чем за аналогичный период прошлого года. А импорт показал рост в 15%, до 238,7 тыс. TEU. Транзит контейнеров вырос в 3,4 раза. Однако его доля в структуре контейнерооборота порта остается незначительной – всего 0,1%. Объем каботажа продолжает расти – на 4,7% за 8 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го.

Несмотря на более спокойные темпы роста контейнерооборота российских портов Балтийского бассейна гавани Северо-Запада перерабатывают наибольший поток контейнеров – 1,5 млн TEU по итогам 8 месяцев 2017 года. Это на 11,4% выше аналогичного периода 2016-го. Экспорт вырос на 21,1%, до 731 тыс. TEU, а импорт – на 10,8%, до 760,4 тыс. TEU.

Рост показателей гаваней Каспийского бассейна происходит за счет работы стивидоров порта Астрахань, которые переваливают 96% всего контейнеропотока данного бассейна. В частности, ПАО «Астраханский порт», которое за исследуемый период переработало практически в 2 раза больше грузов, чем в январе – августе 2016 года. Также положительную динамику демонстрирует ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» – рост на 17,6%. Всего же с начала года порты Каспийского бассейна увеличили контейнерооборот на 18,5%, до 1,6 тыс. TEU. При этом растут показатели как экспорта (рост составил 18% по отношению к аналогичному периоду 2016 г.), так и импорта (+19,3%). Транзитный грузопоток здесь полностью отсутствует. Зато каботаж показывает прибавку по итогам 8 месяцев 2017 года в сравнении с аналогичным показателем годом ранее в 17,6%. Несмотря на все старания и прогнозы объем контейнерооборота портов Арктического бассейна по итогам 8 месяцев 2017 года не только не увеличился, но даже снизился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го, до 92,3 тыс. TEU. Более того, объем экспорта снизился в 4 раза, а импорта – в 2,6 раза. Однако каботаж продолжает расти: с начала года этот показатель увеличился на 2,3% и составил 90,6 тыс. TEU. В итоге его доля составляет 98% в структуре контейнерооборота портов Арктики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions