+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Танк-контейнеры нахимичили рост

Танк-контейнеры нахимичили рост
Как считают эксперты, перевозки в танк-контейнерах по сети РЖД в перспективе могут увеличиться. Ведь во всем мире это считается самым быстрорастущим сегментом контейнерного рынка.

Налив опасный, но притягательный…

В танк-контейнерах перевозят довольно-таки широкую палитру грузов. Ранее, правда, такие виды контейнеров использовались преиму­щественно на тех маршрутах, по которым перевозили внешнеторговые наливные грузы. Теперь в этом сегменте рынка, как отметил замес­титель генерального директора по техническому наблюдению и сертификации ФАУ «РМРС» Владимир Евенко, текущая ситуация заставляет участников контейнерного рынка импровизировать, поскольку сейчас никто точно не может дать готовых решений и сделать прогноз о том, как будут развиваться перевозки в танк-контейнерах дальше. И все же, по его словам, подобные контейнерные перевозки, так или иначе, останутся востребованными. Впрочем, ограничений для тех номенклатур, которые обычно везут в танк-контейнерах на экспорт, не очень много. Причем действуют они в основном на европейских линиях. Гораздо меньше вопросов с отправками через Черное море. И минимум – через дальне­восточные морские порты. Это же касается и импорта.

Стоит отметить, что в последние 2 года в РФ наблюдалось снижение объемов отправок грузов в танк-контейнерах на экспорт. При этом увеличились перевозки в них на внут­ренних маршрутах. В 2020 году суммарная погрузка в танк-контейнерах на РЖД, по данным российских экспедиторов, сократилась до 5 млн т, что на 12% меньше, чем в 2019-м. Это во многом произошло из-за сокращения перевозок сжиженного газа, нефте­продуктов и жидких удобрений. Однако по итогам прошлого года рынок стал разогреваться, хотя так и не смог выйти на былые рубежи, поскольку прибавка в оборотах оценивалась всего в 5%. И в основном за счет экспорта.

По данным аналитиков Argus, в данной таре больше всего перевозили такие опасные грузы, как каустическая сода и серная кислота. Причем именно их отправители и обеспечили основную прибавку в железнодорожной погрузке продукции в танк-контейнерах. Свой вклад внесли такие крупные игроки в сегменте производства серной кислоты, как УГМК, «Щекино­азот» и «Куйбышевазот», а также соды – «Саянскхимпласт» и «Рус­винил». После них в структуре же­лезнодорожной погрузки шла широкая линейка жидкой химии и мин­удобрений, нефтепродукты, ароматические и неорганические соединения и кислоты. В раздел прочих попали перевозки пищевых продуктов и жидкос­тей для пищевой промышленности.

Риски и перспективы

«Сокращение поставок удобрений в 2020 году сменилось восстановлением объемов в 2021-м. Выросли перевозки стирола и фенола», – отметил представитель компании-грузоотправителя. Весомую долю занимали отправки различной продукции небольшими партиями, что обеспечивало танк-контейнерам преи­мущество перед цистернами.

Перспективы роста поставок наливных грузов в танк-контейнерах в 2021 году поначалу выглядели туманными, поскольку на фоне борьбы с коронавирусом на ряде предприятий были приостановлены планы развития производственных площадок для перевалки грузов в танк-контейнеры, что привело к увеличению нагрузки на действующие терминалы. Однако начало 2022 года сулило неплохой результат. Но его несколько подмочили новые ограничения. Как и в 2019-м, в марте они коснулись прежде всего внешнеторговых грузопотоков. Заметим, что сложности испытали и другие отправители контейнеров, поскольку в российских морских портах снизились заходы контейнеровозов. Остались в основном китайские судовладельцы. Если обычные контейнеры несложно разместить и на сухогрузах, то перевозки танк-контейнеров морем требуют все-таки специализированного флота.

Действительно, при перевозках грузов в танк-контейнерах основным риском представители страховых компаний называют механические повреждения стенок котлов и коррозию их внутренней поверхности при транспортировке едкой химии. На него приходится примерно 2/3 страховых случаев, отметил управляющий директор ТТ Клуба Майк Ярвуд.

Снижение отправок сейчас связано с тем, что танк-контейнеры выпускают за рубежом. В пятерке лидеров такие игроки, как CIMC, NT Tank, JJAP, Welfit Oddy и Singamas. И практически все они в прошлом году увеличили объемы производства танк-контейнеров. По данным аналитиков, за 10 лет мировой парк танк-контейнеров вырос втрое, хотя в целом доля танк-контейнеров в общем парке контейнеров так и осталась невелика, по разным оценкам, от 1 до 3%. Однако этот сегмент считается одним из самых быстрорастущих, отметил эксперт центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилл Никода. По его данным, в мировом обороте находится не менее 700 тыс. TEU. По прогнозам экспертов, в 2028 году объем мирового рынка танк-контейнеров может достичь нескольких миллионов TEU.

Российский рынок по сравнению с этим весьма скромный – около 26 тыс. TEU. Парк мог бы прирастать и быст­рее, но конкурентоспособность перевозок химгрузов в танк-контейнерах сдерживала высокая стоимость железно­дорожной составляющей по сравнению с перевозками в цистернах.

К вопросу

Зона исключительной ответственности

Как будут осуществляться перевозки в танк-контейнерах в условиях нынешних санкций? Что необходимо учитывать клиенту, чтобы избежать рисков при транспортировке?

Сегодня все участники рынка напряженно следят за ситуацией в стране, мире, просчитывают риски от очередных пакетов санкций. Но жизнь продолжается, работа не может останавливаться несмотря ни на что. Сейчас как раз самое время пересмотреть планы развития наших предприятий в сторону модернизации процессов, улучшения качества.

Транспортировка опасных грузов – это особый вид перевозок, находящийся в зоне исключительной ответственности. Неслучайно международ­ные и национальные правила перевозок предъявляют к подвижному составу высокие требования, направленные на соблюдение безопасности при осуществлении в нем доставки. Другим немаловажным фактором в работе являются сроки и качество подготовки подвижного состава.

Следует учесть: каждый календарный день от выгрузки до следующей погрузки – это ответственность за соблюдение договорных обязательств оператором и минусы из его кошелька (по суточной арендной плате за единицу подвижного состава). Выбор комплексов по подготовке преж­де всего зависит от удаленности от места выгрузки или места следующей погрузки, а в идеале – от обоих факторов и, безусловно, ценовой политики. Какой компании отдать предпочтение для выполнения услуг? Здесь важно учитывать и ее репутацию на рынке, и то, как она соблюдает нормы безопасности, а также насколько гарантирует качество выполнения услуг.

Именно поэтому в ООО «Оргсинтез» в 2022 году продолжили модернизацию своего промывочно-пропарочного комплекса для улучшения подготовки подвижного состава из-под тяжелых (вязких) типов грузов – коксохимических, битумных, нефтяных. Отличительная особенность нового комплекса – в его абсолютной экологичности и полном отсутствии воздействия на окружающую среду, чего удалось достичь благодаря обес­печению непрерывного замкнутого цикла промывки. Применяется метод оборотного водопользования. Иными словами, используемый моющий раствор применяется многократно. Данная технология полностью соответствует имеющимся нормативам и госстандартам в сфере технической и экологической безопасности.

В качестве одного из направлений работы компании особо стоит выделить процесс подготовки вагонов-цистерн из-под грузов с большими остатками. Современная технология позволяет существенно сократить время удаления всех остатков.

В настоящее время проводится подготовка подвижного состава из-под всех видов нефтехимических грузов, коксохимии, кислот, щелочей в объеме до 600 ед. Текущая производительность комплекса – 1500 ед. подвижного состава.

Расширение своих производственных мощностей, увеличение количества точек промывки позволяет ППС «Оргсинтеза» оказывать услуги в сжатые сроки и с большей производительностью. При этом главным принципом работы промывочно-пропарочного комплекса является соблюдение экологических норм безопасности.

Юлия Кабанова,
заместитель генерального директора по развитию ООО «Оргсинтез»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions