+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Вагоностроение Украины: время собирать заказы

Единичные профильные контракты, диверсификация основного производства, остановка – таков ограниченный набор альтернатив, существующих сегодня для украинского вагоностроения. Однако этот расклад может кардинально измениться благодаря заказам «Укрзализныци», начинающей входить в новый цикл дефицита грузового вагонного парка.
Состояние, в котором отрасль пребывала к началу текущего года, можно смело назвать драматическим: вагоностроители оказались в эпицентре геополитических потрясений (два из четырех предприятий-лидеров – Стахановский вагоностроительный завод (СВСЗ) и «Азовмаш» – дислоцируются на востоке Украины) и без российских заказов (ранее они составляли более 90% производственной программы украинского вагоностроения). За 2014-й, первый год геополитической нестабильности, выпуск вагонов упал вчетверо (с 24 до 6 тыс. ед.), в 2015-м спад был уже шестикратным (до 1 тыс. ед.). Для отрасли, производившей на пике спроса свыше 50 тыс. вагонов в год, сложившееся положение стало фактически катастрофой. Годовая выручка вагоностроителей едва дотянула до $50 млн против пиковых $3 млрд. Рухнули объемы выпуска практически всех ведущих предприятий: «Днепровагонмаш» в 2015 году снизил производство вагонов в 5 раз, Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) – в 6 раз, «Азовмаш» – в 13. СВСЗ, оказавшийся в зоне, неподконтрольной Киеву, прекратил профильную деятельность; попытки предприятия получить российские сертификаты и запустить производство остаются безуспешными.
Позитивным можно считать разве что малозаметное и новое для отрасли явление – укрепление позиций производителей, ранее находившихся на периферии выпуска и спроса. Такие предприятия, специализирующиеся, как правило, на технологически облегченной продукции (полувагонах), традиционно оставались в тени четверки лидеров-тяжеловесов, однако их удельный вес в отрасли достиг знакового рубежа – 50% совокупного отраслевого выпуска по итогам 2015 года. Круг таких производителей составили главным образом представители цикла ремонта и обеспечения комплектующими, освоившие строительство вагонов в период повышенного спроса, – прежде всего предприятия сферы государственного вагоноремонта, входящие в структуру «Укрзализныци» (ГП «Стрыйский вагоноремонтный завод», ГП «Дарницкий вагоноремонтный завод», ГП «Укрспецвагон»). Вторая группа стала играть все более заметную роль на фоне лидеров, теряющих объемы: если в 2012 году доля малых предприятий составляла 12% совокупного отраслевого выпуска, в 2013-м – 17%, то в 2014-м она превысила 40%. По мнению украинских аналитиков, удержаться на рынке этим производителям помогают устойчивые связи с заказчиками (госпредприятия получают заказы от материнской компании в лице УЗ; крупнейший вагонный оператор Украины, компания «Лемтранс», стабильно снабжал заказами аффилированный Попаснянский вагоноремонтный завод), а также демпинг (за счет меньших удельных расходов). Тем не менее и этот сегмент оказался под прессингом экономических и геополитических сложностей: по итогам 2014 года выпуск вагонов группой вторых производителей упал вдвое, в 2015-м – в 5 раз. Попаснянский завод, оказавшийся на переднем крае боевых действий, прекратил работу. 

(полный текст статьи доступен только по подписке на электронную версию журнала «РЖД-Партнер»)

Внимание!

Просматривать полное содержание статей могут только пользователи, подписавшиеся на электронную версию журнала.

Вход в личный кабинет Регистрация Подписаться

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions