В апрельском номере журнала «РЖД-Партнер» мы рассматривали вопросы применения воздушных пакетов (аэрбегов) в крытых вагонах и контейнерах. В текущем году в условиях стабильного роста контейнерных перевозок на рынке возникла серьезная проблема, связанная с дефицитом фитинговых платформ для контейнеров. Одним из вариантов ее решения стало использование полувагонов, что подтолкнуло ОАО «РЖД» вернуться к вопросу применения пневмооболочек в данном виде подвижного состава.
Когда Первая грузовая компания выступила с инициативой использовать полувагоны для перевозки контейнеров, для их крепления планировалось использовать воздушные пакеты. Однако в прошлом году политического решения этого вопроса не нашлось – и проблема повисла в воздухе. При этом обращает на себя внимание абсурдность нормативной базы. За пределы РФ полувагон с контейнерами согласно СМГС следовать может, а внутри страны – нет.
В сентябре текущего года законодательный пробел был устранен в связи с выходом распоряжения ОАО «РЖД» № ЦФТО-188/р «Об утверждении МТУ размещения и крепления крупнотоннажных контейнеров в универсальных полувагонах». Данный документ предусматривает крепление контейнеров в полувагонах распорными брусками и воздушными пакетами.
Основными рисками применения аэрбегов на открытом подвижном составе является низкая устойчивость к воздействию внешних факторов, способных нарушить их целостность. К таким факторам можно отнести погодные условия (обледенение), механические повреждения острыми частями стенок контейнера или полувагона, попадание искр или посторонних предметов на поверхность пакета. В целях исключения механических повреждений и проколов пневмооболочек МТУ предусматривают использование сотового картона или влагостойкой фанеры, а также применение укрывного материала из полипропиленовой ткани. На один полувагон с гружеными контейнерами предусмотрено применение от двух до четырех воздушных пакетов с рабочей нагрузкой не менее 30 тс. В полувагоне длиной свыше 12 600 мм используется четыре аэрбега. Время на крепление одного вагона с учетом применения подкладок и прокладочного материала составляет 15–20 минут.
Казалось бы, можно работать, проблема решена. Однако указанные МТУ действуют только до конца 2021 года. Они экспериментальные. По итогам 3 месяцев перевозок контейнеров в полувагонах с использованием пневмооболочек будет принято решение о дальнейшем применении подобного способа крепления.
Безусловно, логистика грузопотоков однозначно говорит о том, что у грузоотправителя должна быть возможность использовать полувагоны для перевозки контейнеров при условии соблюдения требований безопасности движения поездов.
Согласно МТУ крепление контейнеров осуществляется воздушными пакетами, по своим характеристикам и параметрам соответствующими техническим требованиям, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 18.11.2019 г. № 2560/р. Этот документ устанавливает порядок проверки и проведения лабораторных испытаний аэрбэгов. А вот дальнейшие действия после испытаний в указанном распоряжении не определены, что позволяет применять в настоящее время пневмооболочки, не соответствующие установленным требованиям. Такой подход может полностью дискредитировать данный способ крепления и привести к нарушениям безопасности движения поездов.
Решение проблемы – выполнить два простых условия. Во-первых, испытания воздушных пакетов должны проводиться за счет заявителя, а результаты положительных испытаний из организации, имеющей аттестованное по ГОСТу оборудование, – поступать в ОАО «РЖД».
Во-вторых, на основе полученной информации на сайте РЖД в открытом доступе необходимо размещать информацию о допущенных к применению пневмооболочках по аналогии с запорно-пломбировочными устройствами. Сегодня любой желающий может ознакомиться с реестром разрешенных к применению ЗПУ на сайте ОАО «РЖД».
Таким образом будет выстроена система обеспечения безопасности при использовании пневмооболочек в качестве средства крепления грузов, в том числе в полувагонах, а грузоотправители и работники ОАО «РЖД» получат достоверную информацию о разрешенных к применению воздушных пакетах.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.