Удовлетворять потребности и превосходить ожидания
VR Group – государственная железнодорожная компания Финляндии, один из крупнейших игроков на логистическом рынке страны. Многопрофильная, экологичная и социально ответственная компания VR Group предоставляет услуги по пассажирским перевозкам, грузовой логистике и техническому обслуживанию. В августе 2021 года VR Group возглавил новый президент, Лаури Сиппонен. Мы поговорили с главой VR Group о приоритетах компании, ключевых проектах и перспективах сотрудничества с российскими железнодорожниками.
В фокусе – человек
– Лаури, какими приоритетами Вы руководствуетесь в развитии VR Group?
– Основной фокус для меня – это работа с клиентами и их удовлетворенность, в моем мире клиент находится в центре любых решений. В настоящее время, помимо самого продукта или услуги, важен получаемый клиентский опыт. Речь идет о комплексном впечатлении, которое начинает формироваться еще до посадки, с покупки билета, и продолжает складываться на протяжении всей поездки и даже после выхода из поезда. В дальнейшем мы будем уделять внимание клиентскому опыту не только в пассажирском сообщении, но и в других сферах нашего бизнеса – в грузовых перевозках и техническом обслуживании. Нельзя забывать, что и в случае с корпоративными клиентами решение о покупке всегда принимает человек, поэтому немаловажно, как люди в компаниях, являющихся нашими клиентами, воспринимают наш сервис.
С точки зрения клиентского опыта важно человеческое общение и порождаемое им чувство. Это касается как очных встреч, так и общения посредством цифровых средств коммуникации. Работа компетентного, довольного и мотивированного персонала отражается на клиентском опыте, а следовательно, и на финансовом результате компании. Отлаженные фоновые процессы способствуют выполнению сотрудниками их должностных обязанностей и высокому уровню обслуживания, что и в дальнейшем будет являться важнейшим фактором конкурентоспособности. Мы хотим удовлетворять потребности и пожелания наших клиентов – и превосходить ожидания.
– Какой станет VR Group через 5 лет?
– До коронавируса нам удалось увеличить объемы перевозок в поездах дальнего следования и долю перевозок в пассажирском сообщении Финляндии до рекордно высокого уровня. Теперь мы возвращаемся к росту и к своей цели – довести долю путешествий на поездах до 10% от всех видов пассажирского транспорта. По грузовым перевозкам наша цель – увеличить долю железнодорожного транспорта на рынке до 30%.
Долгосрочные перспективы нашей компании по-прежнему благоприятны. Эпидемия коронавируса понемногу отступает, а вместе с этим ослабляются и связанные с ней ограничения. Мы уверены, что рельсовый транспорт – это растущая отрасль будущего. Заявленные амбициозные климатические цели благоприятствуют железнодорожному транспорту и нашему бизнесу, поскольку мы являемся частью решения, направленного на сдерживание изменений климата. Тренд урбанизации тоже нам на руку.
В соответствии с нашей стратегией мы хотим быть клиентоориентированной, растущей и ответственной компанией. Также мы изучаем международные возможности, особенно на близлежащих рынках Скандинавских стран. В грузовых перевозках мы выступаем опорой промышленности и ищем возможности для роста за счет комплексных логистических решений. В сфере технического обслуживания наше дочернее предприятие VR FleetCare занимается поиском новых клиентов и возможностей для роста, в том числе за счет расширения деятельности на техническое обслуживание не только железнодорожного подвижного состава. В пассажирских перевозках мы видим потенциал для роста за счет различных дополнительных услуг и развития городского транспорта, например трамваев и электробусов.
– Какие из последних реализованных VR Group проектов Вы считаете наиболее значимыми для развития железнодорожного движения в Финляндии?
– Я бы отметил цифровизацию как явление, которое меняет мир вокруг нас и логику бизнеса, в частности железнодорожного. Благодаря цифровизации мы можем повышать эффективность, улучшать клиентский опыт, а также добиваться качественно нового роста. Мы уделяем большое внимание цифровизации во всем концерне. В пассажирском сообщении обновлены все электронные каналы продаж. В грузовом разработаны услуги по отслеживанию перевозок. Проактивное, умное техобслуживание позволяет, в свою очередь, обеспечить своевременное и целенаправленное обслуживание как подвижного состава, так и путевой инфраструктуры.
Роль инноваций и новых технологий будет важна и в дальнейшем. Подвижной состав тоже должен соответствовать потребностям клиентов. В последние годы мы широко инвестируем в новый подвижной состав. В частности, ввели в эксплуатацию новые многофункциональные электровозы Sr3, мощность и тяговая способность которых позволяют увеличить объем перевозимого груза.
– Какая сфера деятельности VR Group сейчас требует больше Вашего внимания – пассажирские или грузовые перевозки?
– Вследствие эпидемии коронавируса нам сейчас важно вернуть пассажиров в поезда. В период эпидемии доля досуговых поездок повысилась, однако нам далеко до восстановления объемов перевозок пассажиров, пользующихся поездом, чтобы добраться на работу. Практика использования транспорта меняется из-за того, что удаленный режим работы становится частью обыденной жизни. И хотя в пассажирском сообщении дела идут уже лучше, чем в прошлом году, мы еще не достигли уровня 2019-го.
В грузовом сообщении мы показывали высокие результаты и в разгар эпидемии. Перспективы экспорта, экономического развития, а следовательно, и спроса на продукцию базовых отраслей промышленности мы также видим в положительном ключе.
Зеленое сотрудничество
– Экологическая повестка стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на рынке железных дорог. Какие шаги предпринимает VR Group для повышения экологичности движения?
– Уже сейчас каждая поездка на поезде в Финляндии является карбонейтральной, поскольку 95% наших пассажирских поездов курсируют на возобновляемой электроэнергии, а остальную часть выбросов мы компенсируем. Почти 80% наших грузовых поездов курсируют на возобновляемой электроэнергии. В рамках взятых нами экологических обязательств мы стремимся также к повышению энергоэффективности и снижению выбросов. Мы постоянно повышаем долю движения на электротяге, увеличиваем составность поездов и объем груза, а также внедряем новый энергоэффективный подвижной состав и технологии, способствующие энергоэффективному стилю вождения.
Экологичность в наши дни – это не только необходимость, но и конкурентное преимущество. Все больше людей задумываются об углеродном следе своих поездок, что способствует выбору поезда в качестве вида транспорта. Кроме того, мы уже можем предложить промышленности карбонейтральные цепочки перевозок. Экологичность, как и прочие факторы социальной ответственности, должна учитываться при принятии всех решений и быть составляющей корпоративной культуры. Речь здесь о постоянном совершенствовании, которое способствует длительному успеху. Ответственный бизнес идет на пользу и окружающему нас обществу.
– По каким ключевым направлениям VR Group планирует развивать сотрудничество с железнодорожным рынком России?
– Россия находится в фокусе нашей международной деятельности. ОАО «РЖД» давно стало для нас приоритетным партнером, с которым мы тесно работаем на различных уровнях в сфере как грузовых, так и пассажирских перевозок. Значительную часть нашей грузовой работы составляют перевозки грузов в российско-финляндском экспортном, импортном и транзитном сообщении. В обычное время Хельсинки и Санкт-Петербург связывает высокоскоростной поезд «Аллегро», а из Москвы в Хельсинки курсирует ночной поезд «Лев Толстой». После эпидемии мы будем опять стремиться к рекордным процентам роста в перевозках пассажиров между нашими странами.
Я верю, что легкость и безопасность поездок на поезде обеспечат стабильно высокий уровень туризма в близлежащие регионы. Повысится интерес финнов к Санкт-Петербургу и Москве как к местам проведения выходных и мини-отпусков. То же самое произойдет и в обратном направлении: удобное железнодорожное сообщение будет привлекать россиян в мини-отпуска в Финляндию.
ОАО «РЖД» и VR Transpoint уже долгое время являются пионерами в разработке и продвижении цифровых технологий на пространстве одной ширины колеи, в частности безбумажных перевозок. Мы вместе гарантируем для наших клиентов в сфере железнодорожной логистики максимально отлаженные трансграничные перевозки, обеспечивая бесперебойность и эффективность всей транспортной цепочки с учетом потребностей клиента.
Мы хотим развивать и расширять нашу клиентскую базу в России и стремимся к привлечению новых грузопотоков. В частности, будущее перевозок контейнерными поездами в Китай выглядит для нас многообещающим. Быстрые и надежные контейнерные поезда, проходящие транзитом через Россию, становятся уже привычным вариантом перевозок в сообщении между странами Скандинавии и Азии.
Мы постоянно совместно поднимаем вопросы, касающиеся потребностей развития инфраструктуры как на пограничных станциях, так и на транспортной сети. Кроме того, мы обсуждаем, например, реализацию проекта по организации высокоскоростного железнодорожного сообщения по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки, а также запуск ретропоезда из Рускеалы в Йоэнсуу. Наше сотрудничество с ОАО «РЖД» можно описать как слаженное, каждодневное и взаимовыгодное.Автор: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Назад к списку статей журнала