+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Когда каждый час на счету

Решение Верховного суда РФ о том, что владелец вагона имеет право на взыскание неустойки за простой вагонов согласно ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», а договор с клиентом, который оговаривает данные вопросы, теперь не является основанием, вызвало резонанс. Юристы ожидают, что суды будут завалены соответствующими делами, а грузоотправители/получатели опасаются рисков, когда недобросовестный оператор, воспользовавшись ситуацией, сможет извлекать дополнительную прибыль, зарабатывая как на ставке предоставления вагонов, так и на взыскании штрафов.
Прецедентным в этом году стал итог разбирательства между одной из крупных операторских компаний и отправителями металлолома в адрес Магнитогорского металлургического комбината. Дело касалось взыскания штрафа за задержку подвижного состава, который находился под погрузочными операциями от 5 до 20 суток. 

Предельный срок простоя вагонов на станции отправления по договору с оператором составлял 120 часов. 

В случае его нарушения заказчик обязывался уплатить штраф (5 МРОТ за один вагон в сутки). Однако оператор рассчитал неустойку, исходя из положений Устава железнодорожного транспорта: сумма выросла почти в 10 раз по сравнению с тем, как это предусматривал договор.

Сначала суды трех инстанций признали правоту грузовладельца, и только высшая апелляционная коллегия удовлетворила требования истца. Согласно определению Верховного суда № 307-ЭС23-697, оператор вправе взыскать штраф, предусмотренный ч. 6 ст. 62 Устава, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой по истечении 24 часов с момента окончания технологичес­ких сроков оборота вагонов либо по истечении 36 часов с момента подачи вагонов локомотивами перевозчика. Штрафные санкции в этом случае значительно выше (2 МРОТ в час). Если по договору неустойка за задержку подвижного состава свыше 5 дней составляла 500 руб. в сутки за вагон, то по Уставу – 4,8 тыс. руб. и после 36 часов простоя. 

Подобное разбирательство – не последнее. В частности, в производстве Арбитражного суда Республики Хакасия находится дело о санкциях по иску другого крупного оператора к ООО «ТК Восточный». Свои требования истец также мотивирует тем, что еще 20 декабря 2017 года президиумом Верховного суда утвержден «Обзор судебной практики по спорам, связанным с договором перевозки груза и транспортной экспедиции», в силу которого собственник вправе взыскать штраф, предусмотренный Уставом. 

Стоит сказать, компания, заказывая у оператора парк под перевозку, уверена, что покупает услугу на условиях действующего соглашения. «На деле же все может обернуться иначе. Конкретно недобросовестный оператор путем введения заказчика в заблуждение, а именно в рамках договора увеличивает нормативное время использования вагонов под погрузкой/выгрузкой, закладывая это в стоимость услуги, получает прибыль. А фактически, благодаря определениям Верховного суда, имеет право еще взыскать штраф за использование вагонов под погрузкой/выгрузкой во внедоговорных рамках», – говорит юрист ООО «ТК Восточный» Татьяна Гитер. 

Если вернуться к 5-летней давности, то решение президиума Верховного суда, на которое ссылается истец, было утверждено в целях обес­печения единообразных подходов к разрешению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции, подчеркнула юрист. Тогда был приведен конкретный пример, когда суду необходимо руководствоваться правовой позицией настоящего обзора, из которого вытекает следующее: между экспедитором и клиентом заключен договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор принял на себя обязательства оказывать клиенту транспортно-экспедиционные услуги, в том числе по предоставлению подвижного состава.

Другая проблема связана с тем, что при вынесении последних определений Верховный суд не исследовал вопрос начисления платы за перевозку грузов. В соответствии с Прейскурантом 10-01 расчет услуги транспортировки включал в себя и плату за предоставление вагонов общего парка, время оперирования которыми определено Уставом. Следовательно, перевозчик уже закладывает в стоимость своих услуг использование вагонов под погрузкой, определенной законом. 

В случае же с оператором, когда в рамках договора определен период использования вагонов под погрузкой/выгрузкой, значительно превышавший срок, установленный Уставом, это отражается на стоимости вознаграждения за оказанную услугу. Фактически оператор, пользуясь своим правом взыскания штрафов за сверхнормативное использование вагонов в рамка Устава, получает неосновательное обогащение, делает вывод Татьяна Гитер. 

Как отмечает юрист ООО «ПО «Промвест» Элина Касимова, по-хорошему ч. 6 ст. 62 из Устава должна быть исключена. Когда принимался закон, перевозчик располагал собственными вагонами. После реформы грузовой вагонный парк стал частным, и все участники перевозочного процесса (собственники путей необщего пользования, грузоотправители/получатели, операторы) получили равные права и обязанности и несут ответственность в объеме взятых на себя обязательств в рамках договоров. Наделение одного из участников, в данном случае операторской компании, такими полномочиями прямо ущемляет права других равноправных участников перево­зочного процесса, говорит юрист. 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions