+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
РЖД-Партнер

Новая веха во внешней торговле

Еще летом прошлого года министерства РФ спрогнозировали увеличение грузооборота по транспортным коридорам Россия – Иран – Индия и Россия – Китай в перспективе 2022–2025 гг. Этот разворот обусловлен новыми экономическими условиями и сформированными стратегическими партнерствами между странами. Как сейчас организуется сообщение, как меняется транспортная инфраструктура для увеличения товарообмена, а также о сложностях и перспективах взаимодействия «РЖД-Партнеру» рассказали эксперты и участники рынка поставок.

Стратегические партнеры

Китай, Иран и Индия сегодня входят в число ключевых торговых партнеров России, что определяет актуальность маршрутов на данных направлениях.

В условиях стремительной переориентации транспортных потоков на восток и на юг заметно возрос интерес грузоотправителей к мультимодальным сервисам как наиболее эффективному логистическому решению, в частности, при наличии ограничений со стороны инфраструктуры.

«С логистической точки зрения сообщение развивается динамично. Китай, Иран и Индия становятся стратегическими партнерами России по внешнеэкономической деятельнос­ти, поэтому ведущие транспортные операторы стараются запустить новые сервисы на данных маршрутах. На китайском направлении стабильно работает прямое железнодорожное сообщение, налажено мультимодальное сообщение в порты Дальнего Востока с последующим вывозом по железной дороге в Москву и регионы, организованы стоки для сдачи порожних контейнеров, – рассказывает руководитель проектов Novelco Анна Ростовцева. – Из портов Китая и Индии есть прямые рейсы с перевалкой в портах Стамбул, Дамиетта, Танжер и прочих в порты Новороссийск и Санкт-Петербург. Используя автодоставку, можно перевозить грузы из Ирана в РФ через Азербайджан, а также из Китая в РФ через Забайкальск, Монголию и Казахстан. Стоит отдельно выделить транспортный коридор Север – Юг на маршруте Индия – Иран – РФ. По нему можно перемещать грузы из Индии до иранского порта Бендер-Аббас и далее автотранспортом по западной ветке, железнодорожным – по восточной ветке или в смешанном сообщении через Каспийское море в РФ».

Китай близкий, но далекий

Товарооборот между Россией и Китаем в январе – апреле 2023 года вырос на 41,3% и составил $73,148 млрд, свидетельствуют данные главного таможенного управления КНР.

По данным РЖД, за 6 месяцев 2023 года экспорт по железной дороге через погранпереходы с Китаем вырос на треть.

«Рекордный прирост объема перевозок в сообщении Россия – Китай был зафиксирован в первом квартале 2023 года – на 76% к аналогичному периоду 2022-го. Такой высокий результат достигнут во многом за счет расширения маршрутной сети железнодорожных и мультимодальных перевозок, а также увеличения пропускной способности приграничной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Один из наиболее востребованных у отечественных импортеров и экспортеров маршрутов – через сухопутные погранпереходы в составе контейнерных поездов Россия – Китай – Россия. К перевозке в контейнерах на данном направлении принимается широкая номенклатура грузов, включая оборудование, товары народного потребления, а также требующие поддержания температурного режима продукты АПК и товары медицинского назначения», – сообщили в пресс-службе «РЖД Логистика».

Возросшая на сеть и погранпереходы на Дальнем Востоке нагрузка требовала сосредоточиться на повышении пропускной способности инфра­структуры. Так, в прошлом году был запущен и перешел на кругло­суточный режим работы первый железнодорожный мост между Россией и Китаем Нижнеленинское – Тунцзян. Также в круглосуточном режиме работает железнодорожный переход Махалино (Камышовая) – Хуньчунь, обеспечивая прирост объема контейнерных перевозок в Китай.

«Сегодня стоит задача по увеличению пропускной способности Восточного полигона в 1,5 раза к 2024 году», – отметили в пресс-службе «РЖД Логистика».

Потребности рынка

В целом среди сложностей сообщения Россия – Китай сейчас отмечают разную ширину железнодорожной колеи, недостаточную пропускную способность транспортных коридоров, в том числе инфраструктуры портов, железнодорожных узлов, автомобильных переходов. Пока эти сдерживающие факторы устраняют со стороны России, развитию перевозок способствует усиление инфраструктуры в самом Китае. Так, в Цзиньчжоу открылся российско-китайский торгово-логистический центр, что позволит обеспечить непрерывный и устойчивый рост торговли между Китаем, Монголией и Россией.

«В составе российских экспортных грузов дерево и изделия из древесины, металл и металлоконструкции, сельско­хозяйственная продукция. В КНР также перенаправили значительные объемы нефти и угля, которые перестали поставлять в западные страны.

В Россию же, воспользовавшись уходом с рынка многих западных компаний, ввозят в основном технику, автомобили, запчасти и комплектующие, а также различное оборудование и химическую продукцию. Кроме того, страны подписали меморандум о расширении торгового сотрудничества: договорились развивать межрегиональную торговлю услугами, поощрять участие предприятий в выставках и ярмарках, направленных на развитие этой сферы, а также стимулировать компании к проведению совместных мероприятий в различных областях», – отмечает эксперт по международным грузоперевозкам Сергей Гоменюк.

При этом грузовладельцы отмечают, что текущая экономическая ситуация благоприятствует обороту. Собственник компании «ДОМАКС» Максим Дорофеев заявил, что сложностей в части торговли с Китаем нет: порты работают хорошо, сроки доставок при этом соблюдаются (Китай – Москва – порядка 40 дней), а ставки на перевозку постепенно снижаются.

«В нашей практике среди грузов в основном оборудование, сырье, материалы и товары народного потребления. От железнодорожной перевозки из Китая в последнее время отказались полностью – большие сроки и стоимость. Например, доставка 40-футового контейнера через порты Дальнего Востока составляет около 800 тыс. руб., а железной дорогой через Забайкальск – 1,2 млн руб. при сроке больше двух месяцев. Учитывая, что при доставке через сухопутные пункты пропуска идет много вагонных грузов, я не вижу в ближайшее время предпосылок к ускорению сроков перевозки и снижению стоимости доставки», – подчеркивает Максим Дорофеев.

По прогнозам представителя компании SOTA Logistic Игоря Чернышева, грузопоток будет увеличиваться на фоне падения импорта из западных стран, и уже в краткосрочной перспективе зависимость России от импорта из Китая достигнет пиковых значений по большинству товарных позиций.

Перспективные отношения

Очевидные факторы увеличения взаимной торговли России и Ирана – дружественный характер отношений между странами, который поддерживается реализацией крупных проектов, например, в атомной энергетике, а также выгодное географическое положение республики, которое позволяет налаживать новые маршруты поставок, в том числе в рамках параллельного импорта в РФ.

Быстрыми темпами сегодня развиваются новые маршруты в железнодорожном и мультимодальном сообщении с Индией и Ираном в рамках МТК Север – Юг. Среди импортируемых через этот коридор в Россию грузов – оборудование, товары народного потребления. На экспорт отправляются пиломатериалы, приборы и другие промышленные грузы.

«Страны – участницы коридора сегодня активно работают над развитием инфраструктуры на маршрутах коридора Север – Юг. С этой точки зрения большое значение имеет подписанное Россией и Ираном соглашение о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для прокладки участка железной дороги Решт – Астара в Иране. Не менее важным фактором роста провозной способности западного маршрута коридора станет модернизация инфраструктуры на территории России. В частности, речь идет о реализации проекта по развитию железнодорожного пункта пропуска Дербент и строительстве новой ж/д станции Самур II. На данный момент экспортеры и импортеры могут воспользоваться сервисом по восточной ветке коридора, по данному маршруту на регулярной основе отправляются контейнерные поезда в Индию и страны Персидского залива. Этот сервис имеет наибольший географический охват потенциальной грузовой базы – услугой может воспользоваться грузоотправитель из любого региона России, включая Урал и Сибирь», – подчеркнули в пресс-службе «РЖД Логистика».

Строительство участка Решт – Астара соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана, что позволит увеличить пропускную способность транспортного коридора и снизить тарифы на доставку между Россией, Индией, Ираном и другими стра­нами Персидского залива.

Игроки рынка отмечают, что в Иране прекрасно развита логистика, позволяющая составлять различные варианты транспортировки грузов. В частности, товарообороту способствует высокое качество дорог в стране.

«Из Тегерана в Москву груз прибывает в срок от 7 дней. С Индией по большей части речь идет о мульти­модальных перевозках – налажено морское сообщение между портами Нава-Шева и Новороссийск, доставка контейнера занимает 10 дней», – рассказывают в пресс-службе ГК «Деловые Линии». – Чаще всего по данным направлениям перевозят автозапчасти, оборудование и комп­лектующие, инструменты, сырье и металлопродукцию, мебель, товары повседневного спроса, косметику и детские игрушки».

На Петербургском международном экономическом форуме президент РФ обозначил особое внимание к коридору Север – Юг. К 2025 году планируется удвоить, а к 2030 году – утроить объем экспортных перевозок по этому маршруту.

На 10 лет вперед

Индия является гораздо более серьезным торговым партнером, чем Иран, говорит Сергей Гоменюк. В 2022 году Москва наторговала с Дели более чем на $12 млрд, что втрое выше иранского уровня. Но суммарно это все равно всего лишь около 1,5% от общего торгового оборота РФ. Основные товарные позиции, импортируемые из Индии, – лекарства, текстиль и изделия из него, а также продовольствие. Россия отправляет в страну удобрения, зерно, муку, продукцию деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, различные приборы.

Сейчас торговля с Индией осуществляется при помощи различных способов транспортировки. Импортные поставки контейнерных грузов в Россию осуществляются по различным маршрутам.

«В их числе мультимодальные перевозки через порты Новороссийска, Владивостока/Восточного, транзит через Иран, используя морской путь до иранских портов Бендер-Аббас или Чабахар, либо транзит через Джебель-Али, ОАЭ до Бендер-Аббаса, а затем автомобильным транспортом до портов на севере Ирана с дальнейшей погрузкой на суда и выгрузкой в портах Астрахани, Оли и Махачкалы, а затем доставкой автотранспортом до пунк­тов назначения. Существуют также услуги по железнодорожному вывозу из Бендер-Аббаса через Туркменистан и Казахстан в Россию», – объясняет национальный менеджер по интермодальным транспортировкам Noytech Supply Chain Solutions Федор Токарев.

Морское и авиасообщение с Индией играет важную роль в торговле и активно развивается последнее время.

Среди сложностей, сдерживающих товарооборот по всем видам перево­зок, – недостаточные пропускные способности данных марш­рутов, особенно в высокий сезон, а также несбалансированность им- портно-экспортных потоков генеральных грузов, несовершенство таможенных процедур, проблемы с платежами – нацвалюта Индии не является полностью конвертируемой и имеет некоторые ограничения, и другое. Все это сказывается на стоимости перевозки.

По прогнозам, Индия будет наращивать импорт из России, особенно ресурсов, как возобновляемых, так и нет. Среди предпосылок также стабилизация сроков доставки, кратное снижение логистических ставок – в течение второго квартала 2023 года сокращение составило в среднем от 20 до 40% в зависимости от маршрута и сервиса.

«Падение ставок происходит не на проценты, а в разы! Например, если пик по авиаперевозкам в прошлом году был $12–13 за килограмм, то сейчас ставки всего $4–5 за килограмм. Мы видим хорошие перспективы, думаю, что за 2023 год будет зафиксирован еще больший рост грузо­оборота», – говорит соучредитель компании «Сервисная логистическая компания» Дмитрий Аржаных.

Такого же мнения придерживается и Федор Токарев: «Страны группы ШОС и БРИКС активно осуществ­ляют торговлю, и ограничения только стимулируют развитие взаимных торговых отношений. Мы ожидаем стабильный рост товарооборота (в натуральном выражении) между странами в течение ближайших 10 лет, а также дальнейшее сокращение доли недружественных стран во внешней торговле».

Точка зрения

Игорь Милованов,
генеральный директор международного сельскохозяйственного конгресса AsiaExpo
– Прогнозы и перспективы товарооборота с Китаем, Ираном и Индией остаются положительными. Россия активно работает над решением актуальных проблем. С учетом растущего экономического потенциала этих стран, роста потребительского спроса, улучшения логистической инфраструктуры, развития мультимодальных перевозок и сотрудничества в рамках международных транспортных коридоров можно ожидать дальнейшего роста объемов товарооборота. При этом стоит учитывать существующие политические риски и экономические факторы, включая изменения в мировой экономике и конкуренцию со стороны других стран, которые могут послужить препятствием на пути дальнейшего развития торговли и налаживания сообщения между странами.

Мнение

«Наша компания уже больше 10 лет доставляет грузы из Индии и Африки в Россию через Иран по железной дороге, а также морем и автомобилями. Железные дороги Ирана соединяют страну с Туркменистаном, Азербайджаном, Турцией, Афганистаном и Пакистаном. Есть также железнодорожно-водная граница с Персидским заливом, что позволяет нам гибко взаимодействовать с этими странами и использовать их инфраструктуру.
У нас в активе – 600 фитинговых платформ. Из Индии в Россию товар идет около 20 дней без перегрузки и перетарки, напрямую. Альтернативные способы доставки могут быть вдвое дольше – до 45 суток, поэтому выгодное географическое положение Ирана позволяет делать нашу торговлю эффективнее.
В Россию ввозим пищевые продукты: арбузы, огурцы, помидоры, капусту, картошку, иранскую хурму и халву, а из России экспортируем запчасти для тракторов, химические товары, нефтепродукты, а также, конечно, зерно и лес.
Грузооборот постепенно растет, по­этому актуален вопрос раскрытия потенциала МТК Север – Юг, ведь это самый короткий маршрут для грузов из Индии, Пакистана. В связи с тем, что промышленные центры России расположены в центре и на востоке страны, путь отправки экспортной продукции к Индийскому океану и Персидскому заливу достаточно долог, однако маршрут Казахстан – Туркменистан – Иран через границу Инче Бурун до Бендер-Аббаса достигает всего 5381 км. Наша компания организовала контейнерный поезд из России до Саудовской Аравии через иранский Инче Бурун, который проследовал в порт Бендер-Аббас. Раньше поезда шли через Астару или Серахс. Новый путь позволит сократить время доставки, уменьшить ставку на перевозку до Индии, Китая, Саудовской Аравии. Промышленные центры России получат выход на Индийский океан и Персидский залив через Бендер-Аббас, а также удобный транзит через территории Казахстана, Туркменистана, Ирана.
Так, поезд начинает путь по территории России со ст. Формачево в Челябинской области до ст. Орск – Новый Город, проводя в пути 1 день. Затем – по Казахстану в рамках привычного маршрута Казахстан – Туркменистан – Иран МТК Север – Юг; через станции Алимбет и Болашак (4 дня), а по Туркменистану – через станции Серхетяка и Акяйла (2 дня плюс 1 на перевалку на иранские платформы) для дальнейшей транспортировки по маршруту Инче Бурун – Бендер-Аббас (3,5 дня (80 часов) плюс около 5 часов на таможенное оформление в Инче Бурун).
Этот путь позволяет не ждать создания и наладки сообщения по железнодорожному пути Астара – Решт (кроме того, строительство этого маршрута нанесет ущерб экологии региона). Не требуется использование мультимодальных перевозок (ж/д – авто). Также маршрутный трафик на участке Инче Бурун – Бендер-Аббас ниже, чем через Серахс.
России этот маршрут тоже крайне выгоден, поэтому в интересах страны также инвестировать в развитие коридора на территории Ирана. Например, хотя бы в строительство контейнерных терминалов, это тоже важно для развития логистических маршрутов».
Мустафа Акдам,
председатель совета директоров иранской транспортно-логистической компании «Бехине Тарабар Ажур»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Назад к списку статей журнала



Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться

Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions