Если говорить о железной дороге, то, во-первых, очень много сил и средств уходит на поддержку существующего уровня – Россия огромная страна. Во-вторых, нужна постоянная работа над улучшением путей и подвижного состава – здесь огромный фронт разнообразных работ и с позиции улучшения технологий, и с позиции улучшения материалов. Достаточно посмотреть на огромную сеть ВСМ в Китае. России очень нужны современные высокоскоростные поезда, у нас их нет. Также нужно присматриваться и к революционным разработкам, таким как Hyperloop. Нужно повышать стандартный уровень сервиса в электричках и плацкартах.
В общем, все это РЖД и так делает, но можно было бы еще активнее этим заниматься. У монополии есть очень интересный проект на 2020-2023 годы – «Цифровая железная дорога». Это как раз про «умную ЖД». Надеюсь, что он будет реализован.
К сожалению, многие технологии мы по-прежнему вынуждены импортировать. Сказывается провал с инженерными кадрами и собственными разработками, который образовался в 1990-е годы и до сих пор не ликвидирован. Достаточно вспомнить, какую роль играет сейчас Россия на рынке мировой гражданской авиации.