Критерии нового риск-ориентированного подхода были установлены совместно с Минтрансом и предпринимательским сообществом. К примеру, критерий – вероятность. Деятельность компании связана с риском наступления тех или иных последствий.
Например, деятельность компании-пассажироперевозчика априори связана с риском наступления опасных последствий для большого круга лиц, как для пассажиров, так и для самой компании. Или, скажем, компании, которые осуществляют буксировку морским транспортом. По градации эта группа компаний является менее рискованным видом деятельности, следовательно, ей присвоена низкая категория риска опасности.
Второй критерий – тяжесть последствий – учитывается исходя из тех нарушений, которые были выявлены в предыдущий период. Естественно, эти правонарушения были установлены, зафиксированы, было принято решение в отношении этих компаний о привлечении к ответственности – административной, уголовной и т. д. Этот критерий по своему существу очень сложный, потому что дела в отношении компаний в рамках судебных процессов рассматриваются не один месяц. И установить, когда именно состоится это решение, потом увязать его с планированием проверок на следующий год мне кажется неэффективно.
При чрезвычайно высоком риске проверка проводится раз в год, согласно требованиям законодательства о транспортной безопасности. При низком риске – раз в 10 лет, а постановлением правительства № 806 вообще предполагается не проводить проверки в отношении юридических лиц, попавших в низкую категорию риска. Из этих требований вытекает, что есть сегмент бизнеса, который вообще никогда не регулируется и не проверяется. Он выпадает из сферы надзора. И в этом сегменте бизнеса никаким образом количество нарушений не падает, поэтому предлагается новая форма проведения контрольных мероприятий – без взаимодействия с юридическими лицами вообще.
Составной частью этой формы – непрерывного мониторинга – будет являться дистанционный контроль. Концепцию дистанционного контроля мы уже отдали в работу, это будет научно-исследовательская разработка. Она заказана Ространснадзором и будет реализована если не до конца этого года, то в начале следующего.
В концепцию дистанционного контроля попадает проверка сведений, представленных в рамках самодекларирования в Ространснадзор без взаимодействия с юридическим лицом дистанционно, с использованием информационных технологий, источников данных, которые находятся в распоряжении других государственных органов. То есть всех тех источников, которые и сейчас снимают информацию, но централизованного учета этих данных у Ространснадзора нет.
Непрерывный мониторинг мы начали с Камчатки. Там юридические лица изъявили желание принять участие в этой программе.
Такая работа – это еще эксперимент и дело добровольное. Самодекларирование и дистанционный контроль должны привести к снижению административной нагрузки, что укладывается в механизм, который сейчас разрабатывается по актуализации и цифровизации форм контроля.
Сколько времени у компании может занять процедура такого декларирования? Есть два этапа. Первый – это самооценка и анонимная регистрация, второй – декларирование. Как только эта программа начнет работать, естественно, понадобится ее нормативное закрепление в законодательстве. Тогда будут установлены четкие периоды, увязанные с категориями риска. Если категория риска не меняется, компания работает стабильно, развивается, никаких проблем обществу не приносит, естественно, период предоставления этой декларации в Ространснадзор будет увеличен. Другими словами, исходя из результатов, полученных от субъектов бизнеса, будет уже устанавливаться периодичность предоставления.
Автор: Андрей Забурденко, начальник управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.