Напомним, что с 2015 года в составе декларации по НДС необходимо передавать сведения из книг покупок, книг продаж и журналов учета счетов-фактур (ст. 12 федерального закона № 134, дополнившая ст. 169 НК РФ пунктом 5.1). Главные подводные камни при декларировании НДС по новым правилам кроются в ошибках и расхождениях в данных между продавцами и покупателями. Аналитики отрасли отмечают, что, как правило, нестыковки возникают из-за того, что бухгалтеры вручную переносят данные из счетов-фактур в учетную систему. Чаще всего ошибки появляются в номерах документов, датах, суммах, ИНН организаций.
«Любая ошибка или невнимательность бухгалтера при введении счета-фактуры компании-покупателя в систему может стоить компании-продавцу нервов, и наоборот. Ведь должна выявиться вся цепочка операций по продаже-покупке услуги», – отмечает главный бухгалтер «Карго-Экспресс», член альянса ACEX Ольга Субботина. Практика показывает, что количество подобных расхождений может быть очень велико.
«По нашим данным, за I квартал 2015 года такие требования о предоставлении пояснений отправили более 50 тыс. организаций», – отмечает эксперт сервиса «Контур.Экстерн» компании «СКБ Контур» Светлана Стрельникова. По ее мнению, в зоне риска находятся крупные транспортные и логистические компании. «Дело в том, что контрагентов у них на порядок больше, чем, например, у промышленных предприятий. При этом многие из них до сих пор предоставляют документы на бумаге, а не в электронном виде», – отмечает она.
Проверить свои справочники контрагентов можно через онлайн-сервис ФНС npchk.nalog.ru.
С одной стороны, по словам коммерческого директора FMG Shipping & Forwarding Егора Жихарева, новый подход к декларированию НДС позволил полностью детализировать всю хозяйственную деятельность организаций. С другой – представители транспортных компаний полагают, что это направлено не на упрощение работы на рынке транспортных услуг, а на то, чтобы наполнить бюджет, так как увеличивается риск отказа в получении вычета.
Татьяна Симонова