В настоящее время на железных дорогах стран Содружества Независимых Государств активно внедряются новые информационные технологии управления перевозочным процессом.
Фундаментом для их внедрения является Система автоматической идентификации (считывания номеров) подвижного состава (САИПС). Эта система обеспечивает сбор информации о вагонах и локомотивах в реальном режиме времени и оперативность доставки этих сведений в центры управления перевозками.
Принцип действия системы очень похож на принцип действия радара. Датчик не содержит компонентов для генерации сигнала, он функционирует как его отражатель. Антенна имеет узкую диаграмму направленности, развернутую в сторону проезжающего подвижного состава, оснащенного специальным датчиком. Считывающая аппаратура включается только при наличии поезда в зоне ее действия.
Сообщение о факте проследования поезда через контрольный пункт будет содержать следующий перечень обязательных данных: код пункта считывания, направление следования, время проследования, перечень считанных номеров единиц подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров и т. д.
Система работает при скоростях движения поездов до 140 км/ч в нормальных и неблагоприятных условиях окружающей среды (например обледенение, снег, грязь).
Автоматическое считывание номеров вагонов с подвижного состава призвано заменить ручные записи и повысить достоверность информационных систем (в настоящее время на дорогах стран СНГ преобладают ручные способы сбора и ввода в вычислительные сети первичных исходных данных о составе поездов, перевозимых грузов и т. п.).
Для внедрения этой прогрессивной системы необходимо оборудовать весь подвижной состав, находящийся в общем парке железнодорожных администраций стран СНГ, специальными кодовыми бортовыми датчиками (КБД), которые будут нести информацию о каждом подвижном объекте. Одновременно в определенных точках сети железных дорог устанавливают пункты считывания, автоматически сканирующие эту информацию и передающие ее к месту ведения базы данных по системе передачи данных. Благодаря этому в режиме реального времени можно будет отслеживать дислокацию подвижного состава со всеми сопутствующими данными - сведениями о перевозимых грузах, операциях погрузки-выгрузки и другими.
В 2004 году ОАО "Российские железные дороги" установит до 900 пунктов считывания информации и 89 пунктов кодирования.
В настоящее время на российских железных дорогах уже установлено 324 пункта считывания и 251 тыс кодовых бортовых датчиков. Ежедневно КБД в вагонных депо оборудуются 1,5 - 2 тыс вагонов.
В результате внедрения САИПС в автоматическом режиме решается широкий круг задач управления железнодорожным транспортом, информирования пользователей, учета, отчетности, финансовых взаиморасчетов. Новая система позволит значительно сократить количество персонала, снять разногласия сторон при проведении расчетов между железнодорожными администрациями за пользование вагонами, улучшить взаимодействие с клиентами, сократить порожний пробег вагонов.
http://www.rzd.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.