В 1931 году группой инженеров под руководством С.Я. Жука был разработан проект первого межбассейнового соединения. Гидротехнические сооружения Беломорско-Балтийского канала поражают простотой и оригинальностью инженерных решений. Все сооружения строились насухо, что способствовало значительному снижению затрат на строительство. Применялись, главным образом, местные недефицитные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф. Стены камер, направляющие палы, причалы и даже ворота и затворы водопроводных галерей, были построены в основном из дерева. Только головы шлюзов возводились из бетона.
Несмотря на крайне трудные геологические и гидрогеологические условия, канал был построен в исключительно короткий срок - за один год и восемь месяцев. Из общей протяженности системы (227 км) на искусственные каналы приходится 43 км, а на озера, водохранилища и реки - 18 км. В составе канала возведено более 120 сооружений, в том числе шлюзы, плотины, дамбы, водоспуски и др. Протяженность напорного фронта около 48 км. При строительстве основных сооружений уложено 390 тыс. м3 бетона, срублено 920 тыс. м3 деревянных ряжей, выполнен 21 млн. м3 земляных и скальных работ.
В 60-х и 70-х годах, когда по трассе пошли большегрузные суда, усилился износ конструкций шлюзов и резко возросли объемы ремонтных работ. Было подготовлено ТЭО реконструкции канала с учетом фактического технического состояния гидросооружений и перспективы развития перевозок грузов. Оно было одобрено Госпланом, и с 1976 года в течение почти 30 лет силами коллектива канала ведется реконструкция комплекса сооружений без вывода их из эксплуатации и сокращения продолжительности навигации.
Беломорско-Балтийский канал дал мощный толчок экономическому и культурному развитию Карелии. Практически становление городов и промышленных районов северной части края в той или иной степени связано с каналом. На базе канала построен каскад Выгских гидроэлектростанций, дающих дешевую электроэнергию, что позволило построить алюминиевый и целлюлозно-бумажный комбинаты.
В настоящее время канал обретает второе дыхание - на Север пошли нефтегрузы, развивается водный туризм.
http://www.mintrans.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.