После реализации этого амбициозного проекта (он будет завершен в 2007 году), его инициаторы получат возможность ежегодно экспортировать через Мурманский морской порт от 60 до 120 млн тонн нефти в Западную Европу и США. В Мурманске море не замерзает и можно загружать танкеры грузоподъемностью вдвое больше, чем позволяют порты Новороссийск и Приморск. Собственно, это единственный порт России с подобными характеристиками.
Сейчас ЮКОС и ТНК осуществляют пробные и, по мнению аналитиков, убыточные поставки на американский рынок. А к 2010 году российские нефтяные компании хотят обеспечивать 13% потребления сырой нефти в США.
Подписывая меморандум, нефтяники не скупились на громкие слова. Президент "Лукойла" Вагит Алекперов назвал мурманский проект "крупнейшим в новейшей истории России примером взаимодействия", исполнительный директор ТНК Герман Хан – "важным шагом в объединении усилий ведущих нефтяных компаний". А председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский объяснил, что существующие экспортные схемы не позволят увеличивать добычу в случае, если российская нефть на мировых рынках будет стоить 17 долл. за баррель. Именно такой, по мнению господина Ходорковского будет ее цена в долгосрочной перспективе. К такому развитию событий надо готовиться, пока цены на нефть высоки, и создавать схемы дешевой транспортировки, к коим можно отнести и строительство трубопровода в Мурманск.
Правда, для реализации проекта придется решить целый ряд проблем, отмечает NEWSru.com. Во-первых, по мнению инициаторов проекта, для его реализации требуется, чтобы государство обеспечило им несколько условий: отменило принцип равнодоступности по этому направлению (то есть консорциум сам будет решать, чью нефть и в каком объеме прокачивать) и передало в их ведение право самостоятельно устанавливать транспортные тарифы. Маловероятно, что власти легко согласятся на эти предложения. Кроме того, затраты могут оказаться значительно выше, чем полагают нефтяники. Например, "Транснефти" (которую не включили в консорциум) указывают, что "Лукойлу" строительство трубопровода Харьяга-Уса длинной 140 километров обошлось в 300 млн долл. – то есть более 2 млн за километр. Если такую же сумму компаньонам придется платить за каждый километр нефтепровода, их затраты окажутся почти в полтора раза выше. К битве за экологию готовится и Greenpeace, где заявляют, что "в своих проектах нефтяники часто не учитывают всех специфических особенностей Крайнего Севера – миграции оленей, условий строительства в условиях вечной мерзлоты и т. д. К тому же пока не ясно, сможет ли Мурманский порт без ущерба для экологии пропускать такое огромное количество супертанкеров".
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.