Во время своего августовского визита в Ростов А.Гордеев определил три пути выхода из кризисной ситуации: государственная интервенция, развитие животноводства и экспорт. Наиболее желанной и реальной для хлеборобов была бы возможность продать свою продукцию за валюту. Но, по словам А.Гордеева, "самым слабым звеном в развитии экспорта является флот".
Доля истины в этих утверждениях есть: средний возраст бассейновых судов - 12,5 лет, некоторым - более 20, а новые практически не строятся. Это вынуждает фрахтовать зарубежных перевозчиков, которые в страду, естественно, завышают цены. Не готова и инфраструктура. Элеваторы брежневских времен предназначены для разгрузки канадской пшеницы, а не для экспорта отечественной.
Тем не менее, капитан Ростовского порта Борис Ткаченко смотрит на ситуацию оптимистично: "Крупные донские зерновики стремятся решать проблемы экспорта самостоятельно. Компании "Юг Руси", "Астон", "Ростовский комбинат хлебных продуктов" выстроили собственные отгрузочные комплексы, портовые терминалы и заняты созданием своего флота. Работают два отгрузочных мини-комплекса в Азове (в порту и на судоремонтном заводе), элеваторы на воде в Константиновске и станице Багаевской.
По состоянию на 1 сентября из Ростова вывезено 1900 тыс тонн зерновых, в том числе 1234 тысячи тонн пшеницы. Транзитом прошли 100 тыс тонн пшеницы и 105 тыс тонн ячменя. Уже к 1 августа был выполнен объем перегрузки 2001 года."
Вместе с тем, все совокупное бассейновое хозяйство готово переработать максимум 6 млн тонн, при потребности 15 млн. Свое зерно везут и из Краснодарской области, где закупочные цены еще ниже, чем в Ростовской, и со Ставрополья, и из других регионов.
Теоретически, можно было бы увеличить интенсивность перевозок. На практике, судно "река-море" грузоподъемностью 3 000 тонн, загрузившись максимум за 5 часов, вынуждено до трех (!) суток проходить таможню и открывать границу. При этом люди в погонах отказываются работать на рейде: у них инструкции).
Вот и остается занимать высокопроизводительный причал, платить за простой ($2500-3000 в сутки), снижать закупочную цену на зерно. Сегодня она уже составляет 1300 руб за тонну при себестоимости, по оценке заместителя полпреда президента в ЮФО Виктора Крохмаля, 1100 руб.
Европа же, несмотря на стихийные бедствия, подняла пошлины на российское зерно в 2-3 раза, а экспортные цены опустила на четверть, до $70 за тонну. Поэтому местным экспортерам приходится лихорадочно осваивать североафриканские и ближневосточные рынки.
Если правительство не примет мер, то следующего урожая, предупреждают донские зернопроизводители, они могут просто не пережить: обанкротятся, передает SeaNews.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.