– Алексей Львович, какие основные тенденции наблюдаются в российской фармлогистике, что изменилось за последние несколько лет?
– Отечественная фармлогистика отстает от общемировой примерно на 30 лет и годами не может решить базовые проблемы, среди которых на первом месте скорость доставки грузов. Также совершенствования требуют технологии обработки, сохранности, сортировки грузов, переупаковки и взятия проб в процессе доставки.
По-прежнему часть фармлогистики отдается сторонним компаниям на аутсорсинг, так как локальные транспортные компании обычно не справляются с соблюдением особых условий перевозки. Внутри небольшого рынка каждому отправителю легче организовать собственную логистическую цепочку, притом что глобальные компании представлены у нас слабо. Поэтому значительные объемы перевозок берут на себя сами производители или дистрибьютеры.
В России нет компаний, которые бы занимались исключительно фармлогистикой как основным видом деятельности. Впрочем, подразделения по доставке медицинских товаров в широкопрофильных логистических компаниях, также не могут пока работать на уровне мировых стандартов. Так, глобальная логистическая компания UPS гарантирует доставку в течение 7 ч любых медицинских грузов как минимум для половины населения Земли. В Турции и Израиле существуют стандарты на поставку срочных фармацевтических грузов в течение двух-трех часов. Так что основная тенденция последнего времени существенных изменений не претерпела – отрасль продолжает пребывать в состоянии стагнации и перспективы значительного улучшения ситуации на настоящий момент выглядят туманными.
– Какие основные тенденции наблюдаются в специализированной складской логистике для хранения лекарственных средств, что изменилось за последние несколько лет? Какие новые технологии осваиваются?
– Технологии постепенно совершенствуются, но чаще всего за счет присутствия на отечественном рынке иностранных поставщиков фармацевтической продукции. У зарубежных фармлогистов накоплен куда более значительный опыт.
Российским компаниям стоило бы в первую очередь сконцентрироваться не на совершенствовании технологий, а на оптимизации бизнес-процессов: снижении малопродуктивных затрат, сокращении времени цикла заказов и оптимальном перераспределении расходов.
– Какой вид транспорта предпочтительней среди фармпроизводителей и почему?
– В России, как и в общемировой практике, более всего востребованы комплексные методы доставки фармацевтической продукции, сочетающие в себе различные виды транспорта. Обойтись, например, исключительно автомобильным транспортом могут позволить себе только небольшие по площади государства при транспортировке медикаментов общего назначения. Доставка же донорских органов или скоропортящихся продуктов из глобальных логистических центров все равно потребует задействования авиации.
Учитывая колоссальную площадь РФ, без комплексных подходов не обойтись. Какой вид транспорта при этом предпочтительней, зависит от конкретного товара, о доставке которого идет речь, и компании, которая занимается доставкой. Однако надо учитывать, что практически все виды фармпродукции не переносят хранения вне специальных условий, иногда требуемая температура хранения в процессе доставки может достигать -70°C. Товары фармацевтической группы чаще всего характеризуется повышенной хрупкостью, требуется соблюдение стандартов по уровню влажности и целостности упаковки. Не все виды транспорта способны обеспечить выполнение указанных требований. А когда на первый план выходит срочность доставки, выбор в пользу авиации в сочетании с автомобильным транспортом очевиден.
Беседовал Шант Даниелян
Автор: Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.