+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.10.2019 15:21:00
Разное / Интервью
РЖД-Партнер

Большинство крупных налогоплательщиков перейдут на налоговый мониторинг в течение 3–5 лет

Исследование международной консалтинговой компании Deloitte показало, что почти 70% компаний в России проявляют интерес к налоговому мониторингу. В совокупности организации – участницы такой системы уже обеспечивают 30% поступлений в федеральный бюджет. По данным ФНС, компании и банки, работающие в режиме мониторинга, в среднем по каждому случаю обращения за мотивированным мнением смогли сэкономить около 7 млрд руб. Почему же большинство компаний не стремятся раскрывать свои системы ФНС? Об этом РЖД-Партнер поговорил с директором аудиторско-консалтинговой компании EY Русланом Гурьевым.
Большинство крупных налогоплательщиков перейдут на налоговый мониторинг в течение 3–5 лет

– Почему относительно маленький процент компаний, подходящих по требованиям, сегодня переходит на систему налогового мониторинга?

– Вы правы, доля пока не так велика, но в последние 2 года ситуация меняется: каждый год мы видим удвоение числа участников налогового мониторинга и растущий интерес со стороны наших клиентов. С учетом публичных выступлений представителей ФНС России я думаю, скоро можно будет говорить о присоединении к режиму большинства крупнейших налогоплательщиков в горизонте 3–5 лет.

– Какие ключевые пункты вы считаете важными для развития системы налогового мониторинга в России? Какие изменения в системе могли бы повысить эффективность взаимодействия налоговых служб и компаний?

– Я думаю, изменений режима налогового мониторинга за последнее время и так достаточно много, поэтому важно дать компаниям время к ним привыкнуть, посмотреть на результаты и затем двигаться вперед. Нестабильность режима не повысит его популярность, так как для многих компаний переход на налоговый мониторинг требует существенных инвестиций.

Однако если говорить про повышение его привлекательности, большинство участников отмечают следующие направления.

Во-первых, более четкое правовое регулирование режима – необходимость более детального закрепления процедур поверки в налоговом мониторинге, чтобы налогоплательщик не лишался правовой защиты, которая сейчас обеспечивается для обычных плательщиков по Налоговому кодексу РФ. Взаимная открытость предполагает большую ответственность с обеих сторон, поэтому если соответствующие процедуры будут прописаны более детально, это позволит еще больше повысить доверие к этому режиму контроля.

Во-вторых, полное и окончательное закрытие периода для проверки в ходе налогового мониторинга. Действующее законодательство позволяет провести повторную проверку налогового периода при определенных обстоятельствах, встречную проверку, проверку по трансфертному законодательству. Учитывая беспрецедентный уровень открытости налогоплательщиков в налоговом мониторинге, отсутствие полноценного закрытия периода для проверки представляется многим налогоплательщикам избыточным. Законодательная фиксация такого полноценного закрытия позволила бы существенно повысить привлекательность режима.

Наконец, для налогоплательщиков важна возможность согласования налоговой интерпретации бизнес-процесса. Сейчас существует возможность согласования конкретной позиции или операции с налоговым органом путем получения мотивированного мнения, однако интересна также возможность согласования с налоговым органом методологии и порядка расчета налоговой базы в целом – так, как это делают аудиторы. Понятно, что для реализации такого подхода потребуется разработка, по сути, стандартов аудита для налоговых органов, но именно это направление позволит определить разумный и достаточный уровень проверки документов налогоплательщика и обеспечить необходимый уровень предсказуемости действий налоговых органов.

– С какими основными препятствиями столкнулась компания EY в процессе организации работы своих клиентов с ФНС?

– Я бы не называл это препятствием, но для некоторых клиентов переход на налоговый мониторинг потребовал определенной внутренней реорганизации, ведь это кросс-функциональный проект, в котором участвуют представители большинства служб организации – налоги, бухгалтерия, служба внутреннего контроля, аудит, бизнес-подразделения. Поэтому важно сразу правильно организовать внутреннее взаимодействие: рассказать руководству, вовлечь представителей других функций, организовать проектное управление. Также, как я говорил, многим компаниям требуются определенные инвестиции в автоматизацию учета, документооборота и контроля, но, если взвешенно подойти к этому вопросу, то инвестиции будут оправданы.

– EY не только работала с первыми компаниями, присоединившимися к системе, но и сама стала одной из первопроходцев. Как ваша компания оценивает проведенный процесс налогового мониторинга?

– Вы правы, мы связаны с налоговым мониторингом с 2012 года, когда был запущен пилотный проект и заключены первые соглашения о расширенном информационном обмене. С тех пор многое изменилось, но мы положительно оцениваем опыт участия в налоговом мониторинге – это было правильное и своевременное решение. В целом мы отмечаем снижение и трудозатрат, и количества запросов со стороны налоговых органов.

– Есть ли вероятность снижения пороговых требований? К каким результатам может привести данная инициатива?

– Этим летом ФНС России публично объявила о намерении снизить входные критерии, что позволит расширить перечень участников – предварительно в 2 раза. Среди наших клиентов есть такие, у которых не все организации группы соответствуют установленным критериям – для таких компаний снижение порогов откроет возможность перевести на налоговый мониторинг всю или большую часть группы, то есть полностью перейти на новый режим взаимодействия с инспекцией. Согласитесь, не очень логично, когда одна часть компаний группы перешла на налоговый мониторинг – открыла свою систему, настроила контроль, а другая часть вынуждена проходить через выездные налоговые проверки.

Беседовала Юлия Чернышевская

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions