+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2022 17:11:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты и чиновники рассказали, сколько стоит безопасность на транспорте

15 лет назад в России принят 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Он посвящен защите транспортных средств и инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, иначе говоря – терактов и угонов. Последним примером нарушения 16-ФЗ был теракт на Крымском (Керченском) мосту. Тому, как практически реализуются в России требования закона «О транспортной безопасности», была посвящена отраслевая конференция на Транспортной неделе – 2022.
В 2019 году международная организация гражданской авиации ИКАО признала Россию первой в мире по обеспечению безопасности на воздушном транспорте. «Понятие авиационной безопасности в ИКАО возникло около 50 лет назад, когда участились случаи захвата и угона гражданских самолетов. Эта проблема коснулась и России, – напомнил советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, координатор от России в ИКАО Владимир Черток. – К счастью, в то время еще не было террористов-смертников и в основном мы защищались от проноса на воздушное судно оружия. А после угона в США 11 сентября четырех пассажирских самолетов с целью совершения терактов, когда погибли все находящиеся на борту и более 3 тыс. человек в Нью-Йоркских небоскребах, стало ясно, что осуществлять контроль только непосредственно при посадке недостаточно. Нужен контроль за всей инфраструктурой аэропорта и лайнерами, стоящими в ангарах. И тогда же стала очевидна задача защищать не только самолеты, но и все другие виды транспорта и места скопления пассажиров от терроризма. Так появилось международное понятие «транспортная безопасность». Пришло понимание, что требуется заранее предсказывать угрозы и применять профилактические методы».

Тогда же остро встал вопрос о соотношении цены и качества мер безопасности, ведь затраты на охранные мероприятия неизбежно ложатся в цену билета. Важно избегать избыточных мер. Бывший министр транспорта, а ныне депутат Госдумы Виталий Ефимов привел такой пример. На определенном этапе было принято решение, что при желтом уровне угрозы нужно провести выборочный досмотр 30% пассажиров. «Что это означало бы для РЖД? – спрашивает депутат и сам отвечает: штат РЖД пришлось увеличить бы в 2 раза, выложив на это около 1,5 трлн руб. Поэтому вместо экстенсивных методов требуются интенсивные: формировать математические модели рисков. Я, еще когда был министром, настаивал, что требуется создать НИИ транспортной безопасности. К сожалению, этого до сих пор не сделано».

По мнению В. Ефимова, нельзя меры транспортной безопасности равномерным слоем размазывать по всей стране. Это приведет к тому, что где-то требования окажутся избыточными, а где-то – недостаточными.

Заместитель начальника управления президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета России Александр Юрчик в ответ на слова депутата предложил рассмотреть такую инициативу: чтобы создать баланс между безопасностью на транспорте и расходами на нее, нужно часть функций передать от федерального центра регионам. «Губернатору лучше известно, какие риски существуют на его территории. Власть субъекта Федерации должна сама решать, какие требования устанавливать в аэропортах, на вокзалах, в городском транспорте, и нести ответственность за это», – уверен чиновник АП.

Нельзя упускать из виду новые потенциальные угрозы. Как напомнил В. Черток, сейчас появилась информация о том, что вокруг России появились сотни биологических лабораторий, построенных США, только на Украине их 26. Массовое отравление или заражение пассажиров – это одна из новых угроз, которую тоже нужно учитывать в таких местах, как транспортные узлы и метрополитен, уверен специалист.

О том, как реагируют на угрозы в столичной подземке, рассказал заместитель начальника службы безопасности по аналитической работе ГУП «Московский метрополитен» Михаил Ромашин.

«Мы имеем собственное специализированное подразделение, но обеспечивать безопасность метрополитена можно только совместными усилиями с органами внутренних дел и специальными службами. У нас налажено полное взаимодействие, – говорит М. Ромашин. – У нас 578 объектов инфраструктуры и многомиллионный пассажиропоток. Используются новейшие средства наблюдения, все вестибюли имеют зоны входного контроля. Эти рамки имеют важный психологический эффект. По мере их введения даже изменилась статистика преступности в метро. Преступник старается не заходить в вестибюль, когда видит камеру и рамку».

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Николай Федосеев ответил на прозвучавшую ранее реплику депутата В. Ефимова о том, как обеспечивать баланс между безопасностью пассажиров и экономическими показателями, не удваивая численность сотрудников РЖД.

«Наше отношение к безопасности за последние годы изменилось кардинально, – утверждает Н. Федосеев. – В конце девяностых и первом десятилетии нового века объекты железнодорожного транспорта, к сожалению, оказались доступными для террористических посягательств. В те годы количество подрывов железнодорожного полотна достигало и даже превышало 10 в год. Мы помним подрывы «Невских экспрессов» на трассе Москва – Санкт-Петербург в 2007 и 2009 годах. И только принятие мер по реализации транспортного законодательства позволило нам в 2013 году минимизировать последствия взрыва на вокзале в Волгограде. Обеспечение анитеррористической защищенности железнодорожного транспорта превратилось для нас в одну из важнейших задач».

В последние годы (до трагедии на Крымском мосту) терактов допущено не было. Но сейчас РЖД вновь подвергают ревизии выстроенную систему безопасности. На балансе у естественной монополии более 38 тыс. объектов транспортной инфраструктуры. В связи со сложной обстановкой в приграничных регионах организована особая защита более чем 200 объектов. Они оснащены технически, привлечены подразделения транспортной безопасности РЖД и сотрудники ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». Последняя в настоящее время обеспечивает защиту более 2 тыс. объектов по всей России.

«Сегодня потенциальными нарушителями являются хорошо подготовленные диверсионно-разведывательные группы с самым современным вооружением и снаряжением, – объясняет смысл пересмотра требований к безопасности Н. Федосеев. – Противостоять врагам должны сотрудники, которые подготовлены и вооружены гораздо лучше противника. Требуются изменения в законодательство, которые позволят вооружить персонал таким образом. Требуется соответствующее финансирование, которое позволит увеличить штат и улучшить оснащение, необходима координация с транспортной полицией, роль которой должна возрасти. Это нужно закрепить законодательно. Нам требуются беспилотные самолеты, мобильные досмотровые комплексы».

По словам заместителя гендиректора ОАО «РЖД», необходимо повысить требования к персоналу подразделений транспортной безопасности. «Сейчас сотрудники проходят постоянные повышения квалификации и переаттестации, а в итоге когда я показываю сотруднику подствольный гранатомет, он даже не знает, что это такое. А в его задачу входит распознавать даже незначительные по размерам детали, которые пытаются провезти транспортом люди, возвращающиеся из зоны боевого конфликта», – уверен Н. Федосеев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions