• Ставка на полувагон
    2100
    5 %
    руб./сут.
    Январь 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.71 0 EUR ЦБ РФ 79.57 0
    BTC 23309.12 usd BTC 1774523.31 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2022 10:20:41
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте необходимо принимать с широко открытыми глазами

На железнодорожном транспорте роль тарифной политики не сводится к банальному тезису возмещения затрат и получения нормативной прибыли. За ближайшие 20 лет государственная тарифная политика внесла существенные корректировки в развитие целых отраслей экономики. Так, установленные государством в начале века низкие экспортные тарифы на перевозку угля из Кузбасса на дальние расстояния до портов Северо-Запада и Дальнего Востока ниже себестоимости перевозок позволили в 4 раза нарастить экспорт. А сохранение среднесетевого принципа тарифообразования позволяет получать доступную по стоимости перевозки услугу компаниям, удаленным от регионов сбыта.
Решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте необходимо принимать с широко открытыми глазами
Однако за последние 20 лет с момента разработки и принятия существующего прейскуранта на железнодорожном транспорте реализована не только железнодорожная реформа, но произошли изменения в технологии перевозок, в составе входящих и не входящих в прейскурант услуг. Компания «РЖД», проходя цифровую трансформацию, в настоящее время имеет возможность принципиально иначе оценивать себестоимость и состав затрат по различным факторам перевозочного процесса: скорости и маршруту перевозок, порционности отправок, длине вагона, брутто и нетто вагона и т. д.

С точки зрения тарифной науки можно выделить несколько недостатков существующей тарифной системы. Действующая модель тарифов не соответствует структуре рынка перевозок. Например, до сих пор государство устанавливает тарифы на перевозку в вагонах перевозчика, которых у него не имеется.

Тарифная система ограничивает конкурентоспособность железнодорожников в конкурентных сегментах рынка перевозок с другими видами транспорта. Не позволяет проводить гибкую тарифную политику, удерживать снижающиеся, особенно в последнее время, объемы перевозок грузов, так как скидки разрешено давать только для обеспечения прироста перевозок.

Кроме того, ежегодная индексация не учитывает изменения структуры перевозок и структуры инвестиций в развитие магистральной сети. А инвестиционные потребности в развитие инфраструктуры через тариф могут перекладываться на компании, которые этой вновь построенной инфраструктурой могут не пользоваться.

Не поддерживаю тезис о том, что выделение в тарифе различных составляющих (инфраструктурной, локомотивной) способствует повышению прозрачности ценообразования. В настоящее время прозрачность обеспечивается выполнением правил ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД». Если регулятору необходимо повысить прозрачность, то он может вносить изменения в указанный порядок, что регулятор периодически делает.

Для пользователей услуг прозрачность обеспечивается прейскурантом, по которому можно посчитать тариф (в электронной программе или вручную по таблицам), и правилами ежегодной индексации, которые в последнее время в силу разных причин пересматриваются. Кстати, в подавляющем числе стран мира рассчитать публичный тариф на перевозки невозможно. Тарифы не являются публичными и прозрачными в этом смысле.

Поскольку железнодорожные тарифы ОАО «РЖД», равно как и стоимость предоставления грузовых вагонов, стоимость начально-конечных операций на транспорте необщего пользования, стоимость услуг перевалки в портах напрямую влияют на производственные и логистические цепочки российских компаний, необходимо принимать решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте с «широко открытыми глазами», проведя предварительные расчеты и оценки эффектов от введения новой системы.

Использование современных экономических методов, оценок с применением модели межотраслевого баланса и других методик позволит сформировать карту рисков и направления оптимизации различных эффектов для участников перевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions