+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2022 10:20:41
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте необходимо принимать с широко открытыми глазами

На железнодорожном транспорте роль тарифной политики не сводится к банальному тезису возмещения затрат и получения нормативной прибыли. За ближайшие 20 лет государственная тарифная политика внесла существенные корректировки в развитие целых отраслей экономики. Так, установленные государством в начале века низкие экспортные тарифы на перевозку угля из Кузбасса на дальние расстояния до портов Северо-Запада и Дальнего Востока ниже себестоимости перевозок позволили в 4 раза нарастить экспорт. А сохранение среднесетевого принципа тарифообразования позволяет получать доступную по стоимости перевозки услугу компаниям, удаленным от регионов сбыта.
Решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте необходимо принимать с широко открытыми глазами
Однако за последние 20 лет с момента разработки и принятия существующего прейскуранта на железнодорожном транспорте реализована не только железнодорожная реформа, но произошли изменения в технологии перевозок, в составе входящих и не входящих в прейскурант услуг. Компания «РЖД», проходя цифровую трансформацию, в настоящее время имеет возможность принципиально иначе оценивать себестоимость и состав затрат по различным факторам перевозочного процесса: скорости и маршруту перевозок, порционности отправок, длине вагона, брутто и нетто вагона и т. д.

С точки зрения тарифной науки можно выделить несколько недостатков существующей тарифной системы. Действующая модель тарифов не соответствует структуре рынка перевозок. Например, до сих пор государство устанавливает тарифы на перевозку в вагонах перевозчика, которых у него не имеется.

Тарифная система ограничивает конкурентоспособность железнодорожников в конкурентных сегментах рынка перевозок с другими видами транспорта. Не позволяет проводить гибкую тарифную политику, удерживать снижающиеся, особенно в последнее время, объемы перевозок грузов, так как скидки разрешено давать только для обеспечения прироста перевозок.

Кроме того, ежегодная индексация не учитывает изменения структуры перевозок и структуры инвестиций в развитие магистральной сети. А инвестиционные потребности в развитие инфраструктуры через тариф могут перекладываться на компании, которые этой вновь построенной инфраструктурой могут не пользоваться.

Не поддерживаю тезис о том, что выделение в тарифе различных составляющих (инфраструктурной, локомотивной) способствует повышению прозрачности ценообразования. В настоящее время прозрачность обеспечивается выполнением правил ведения управленческого раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД». Если регулятору необходимо повысить прозрачность, то он может вносить изменения в указанный порядок, что регулятор периодически делает.

Для пользователей услуг прозрачность обеспечивается прейскурантом, по которому можно посчитать тариф (в электронной программе или вручную по таблицам), и правилами ежегодной индексации, которые в последнее время в силу разных причин пересматриваются. Кстати, в подавляющем числе стран мира рассчитать публичный тариф на перевозки невозможно. Тарифы не являются публичными и прозрачными в этом смысле.

Поскольку железнодорожные тарифы ОАО «РЖД», равно как и стоимость предоставления грузовых вагонов, стоимость начально-конечных операций на транспорте необщего пользования, стоимость услуг перевалки в портах напрямую влияют на производственные и логистические цепочки российских компаний, необходимо принимать решения о новом прейскуранте на железнодорожном транспорте с «широко открытыми глазами», проведя предварительные расчеты и оценки эффектов от введения новой системы.

Использование современных экономических методов, оценок с применением модели межотраслевого баланса и других методик позволит сформировать карту рисков и направления оптимизации различных эффектов для участников перевозок.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions