Первоначальное предложение администрации Байдена было значительно более масштабным по расходам – $2,2 трлн, и финансировать его предполагалось за счет повышения ставок корпоративного налога. Однако в таком виде не было шанса получить поддержку республиканцев – в итоге удалось прийти к консенсусу, сократив объем сначала до $1,7 трлн, а затем до $1,2 трлн. Законопроект был одобрен Сенатом еще в августе (69 голосов против 30), а 5 ноября прошел через Палату представителей с небольшим перевесом (228 голосов за, 206 – против).
Основные направления новых расходов:
– строительство дорог и мостов – $110 млрд;
– обновление электросетей – $73 млрд;
– железнодорожный транспорт – $66 млрд (крупнейшие инвестиции за более чем 50 лет);
– доступный высокоскоростной интернет – $65 млрд;
– модернизация водной инфраструктуры – $55 млрд;
– модернизация общественного транспорта – $39 млрд (повышение доступности для маломобильных граждан и финансирование закупок экологически чистых автобусов);
– модернизация инфраструктуры аэропортов – $25 млрд;
– национальная сеть зарядных станций для электромобилей – $7,5 млрд.
Таким образом, Байдену удалось добиться первого серьезного результата в заявленной им программе экономических реформ, хотя и в значительно меньшем объеме, чем предполагалось изначально.
Источниками финансирования инвестиций должны стать неизрасходованные остатки госсредств по другим программам – в частности, по программе поддержки от коронавируса ($210 млрд) и пособиям по безработице, которые были приостановлены рядом штатов ($53 млрд). Тем не менее, по оценке Congressional Budget Office, инфраструктурный закон приведет к увеличению дефицита бюджета на $256 млрд в течение 10 лет.
На наш взгляд, принятие закона в целом позитивно для американской экономики и фондового рынка (сырье, промышленность, стройматериалы, строительное оборудование, транспорт), хотя уже во многом заложено в ожидания. Ожидаемое CBO расширение бюджетного дефицита может оказывать некоторое проинфляционное влияние и повышательное давление на доходности гособлигаций в США, в то же время в более долгосрочной перспективе эти инвестиции нацелены на расширение предложения и увеличение потенциала американской экономики, что может способствовать снижению инфляции в будущем.
Автор: Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.