Сейчас мы реализуем на металлургическом комбинате в Липецке следующий проект: для цеха изготовления брикетов переводим 4 крана на дистанционное управление. Для этого оснастили кран системой камер, причем таким образом, чтобы у машиниста больше не было слепых пятен. Сам машинист теперь будет работать из комфортного помещения на земле – там уже установили 4 кресла-пульта. Картинка с камер транслируется на экраны перед креслами, а также в очки виртуальной реальности с минимальной задержкой по промышленному wi-fi. Краны на дистанционном управлении уже благополучно работают на разных предприятиях, однако эти четыре отличаются. В них есть дополнительное ПО, а также смонтированы лидары для работы практически в автоматическом режиме.
В ЦИБ эти краны перегружают сыпучие материалы. Мы с высокой точностью определяем положение грузозахватного механизма в пространстве, далее с помощью лидара – трехмерного радара – находим верхнюю точку (штабеля, горки материалов), а также мониторим окружающее пространство, чтобы ничего не столкнулось с грейфером при движении. В результате кран сам опускает грейфер в назначенную точку, захватывает груз, переносит в другую точку и так далее. Оператор за всем этим наблюдает. По сути, можно сказать, что этот режим – аналог круиз-контроля в автомобилях. В машинах он экономит топливо и снижает усталость водителя. Скоро оценим, насколько меньше будут уставать наши операторы.
Сейчас операторы проходят обучение – конечно, к новому оборудованию нужно привыкнуть. Молодым это сделать легче, однако в образовательном процессе помогает еще одна разработка «Вирсайн Инновации» – VR-тренажер. Это система из того же кресла-пульта, экранов, очков виртуальной реальности, но вместо видео с камер – смоделированная картинка со множеством сценариев, в том числе, например, аварийных ситуаций. По нашим наблюдениям, такой тренажер на 150% увеличивает скорость обучения.
Что также важно для бизнеса: система дистанционного управления кранами на 25% сокращает время простоя кранового оборудования. Прибавьте сюда экономию на ФОТ до 3 млн рублей на каждый кран, поскольку уже не нужно компенсировать вредные условия труда машинистам.
Учитывая такие проекты, полностью автоматизированные склады уже не кажутся чем-то из области фантастики, согласитесь?