Во-первых, мы видим довольно ясную позицию, декларируемую кузбасскими властями. Регион уже столкнулся по итогам прошлого года с падением объема добычи угля на 1,7%.
Неудивительно, что губернатор области Сергей Цивилев в конце апреля обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не лимитировать погрузку кузбасского угля в направлении дальневосточных портов.
По итогам января – мая 2020 года снижение погрузки на сети РЖД составило 4,5% к аналогичному периоду прошлого года, причем падение по углю оказалось и того выше – 11%. Как следствие, более 150 тыс. грузовых вагонов оказались невостребованными на сети. В результате ставка предоставления полувагона в марте 2020-го сократилась до уровня в 1–1,1 тыс. руб. в сутки, снизившись примерно на четверть по сравнению с началом года.
Но, фиксируя общий спад угольных перевозок, мы вовсе не наблюдаем аналогичную ситуацию в дальневосточных портах. В их адрес отправлено более 30 млн т угля – на 2,4% больше чем в январе – апреле прошлого года. Здесь сложно списывать все на удачно сложившуюся конъюнктуру – отечественный уголь дешевеет и на восточноазиатских рынках. Ослабление спроса в крупнейших азиатских странах – импортерах угля из-за пандемии COVID-19 в сочетании с избыточным предложением угля на рынке привели в конечном счете к уменьшению в конце апреля стоимости российского угля почти на 10%.
Не лучше ситуация складывается и на европейских рынках, экспорт в адрес которых на сегодня активно стимулируется соответствующей системой железнодорожных скидок и отказов от экспортных надбавок на перевозку. Так, по данным Argus Media, стоимость российского энергетического угля в Европе снизилась в конце апреля этого года на 17,7%, преимущественно по тем же причинам, что мы наблюдаем и на азиатских рынках.
Столь амбивалентная ситуация в грузоперевозках скорее указывает на переход к значительной коррекции на внешних угольных рынках. Причем не исключено, что прибегать в последующем к жестким ограничительным сценариям по пропуску грузопотока на Восточном полигоне даже и не придется. В целом на сглаживание ситуации в создавшихся условиях общего спада погрузки настроены и РЖД, выпустившие в конце мая даже специальный пресс-релиз, призванный убедить в росте грузоперевозок по БАМу и Транссибу и, прежде всего, экспортного угля в адрес дальневосточных портов.
Тем более те же угольщики в среднесрочной перспективе рискуют столкнуться с сокращением объема внутреннего потребления угля на востоке страны. В частности, речь идет о проекте газификации красноярских угольных ТЭЦ.
На сегодня одно из наиболее вероятных проектных решений по проведению газовой нитки через Красноярск предполагает прокладку трубопровода от села Проскоково в Кемеровской области, которое является конечной точкой единой системы газоснабжения на востоке страны, с выходом через Красноярский край на поселок Балаганск Иркутской области.
Перевод угольной генерации на газовую потенциально может привести к постановке со стороны угольщиков вопроса о соответствующей компенсации выпадающих объемов потребления угля на внутреннем рынке. И здесь как вариант речь может идти о получении некой премиальной квоты на перевозку угля в адрес дальневосточных портов.
Другое дело, как это будет сочетаться с правилом распределения провозных мощностей не по компаниям, а по регионам в соответствии с формулой, рассчитываемой Минэнерго России? Впрочем, уже известно, что Минэнерго так и не поддержало введение системы квотирования угольных перевозок, ссылаясь, прежде всего, на имеющуюся непрозрачность условий и оснований для распределения квот.
Автор: Ринат Резванов, эксперт Института управления и регионального развития РАНХиГС при президенте РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.