– Егор Александрович, Индия достаточно далеко от СМП. Где связь и почему Индия заинтересована в развитии СМП? Какую перспективу Индия видит в СМП?
– Высокий уровень безопасности Северного морского пути – одна из значимых причин, почему Индия проявляет свою заинтересованность к СМП. На фоне роста морского терроризма, перевозки морским путем несут в себе огромные риски. При этом Индия хочет уменьшить свою зависимость от Великобритании, так как часть путей проходит через воды стран, которые так или иначе зависят от нее. В этих условиях, несмотря на усложнение логистики, СМП становится прекрасной альтернативой тем путям, которыми пользуется Индия.
Важно учитывать, что северная часть Индии граничит с Китаем, в связи с чем в рамках взаимодействия стран БРИКС экспорт и импорт товаров может проходить по суше, а потом через Китайские порты идти по СМП. В условиях геополитического противостояния усложнение логистической цепочки с ростом затрат может компенсироваться повышением уровня политической независимости. Это позволит минимизировать точки давления стран Запада на Индию.
Заинтересованность Индией Северным морским путем говорит о наращивании темпов развития стран БРИКС. Гарантии безопасности и устойчивость политических систем стран, через которые осуществляется доставка грузов, для многих является причиной повышенного внимания к СМП, проходящему по большой прибрежной территории России и Китая.
– Какие преимущества для России от сотрудничества с Индией по развитию СМП?
– Развитие сотрудничества России с Индией и с другими странами БРИКС по линии СМП позволит повысить динамику развития Дальневосточного федерального округа, ускорит модернизацию инфраструктуры прибрежной территории Арктической зоны России, что в конечном счете окажет колоссальное влияние на укрепление экономики России и улучшения уровня жизни россиян.
Заинтересованность Индии позволит обратить внимание других континентальных азиатских стран к возможности реализации транспортно-логистической цепочки по Северному морскому пути.
Динамика развития стран БРИКС обусловлена также тем, что расчеты за транзит будут вестись в национальных валютах, тем самым уменьшая влияния доллара на торгово-экономические процессы в регионе. Это окажет положительное влияние на укрепление национальных валют всех стран объединения. При этом, под предлогом разногласий относительно отношения к украинскому кризису, со стороны стран Запада возможно политико-экономическое давление на БРИКС. Чтобы каждая из стран коалиции укрепила свои позиции, необходимо придерживаться намеченного курса и работать над увеличением политико-экономической независимости БРИКС, в том числе путем развития СМП.
Важно учитывать, что нестабильная геополитическая обстановка, как и любой процесс, имеет начало и конец. Страны Европы и Азии заинтересованы в наращивании товарооборота. Во многом на это будет влиять внутриполитическая обстановка, которая изменится после очередного избирательного периода. После преодоления кризиса, на фоне экономического спада, «локомотивы ЕС» одними из первых будут заинтересованы в ускорении товарооборота со странами Азии. В этих условиях своевременное развитие СМП позволит в будущем получить выгоду всем сторонам, принимающим участие в развитии проекта Северного морского пути.
Беседовала Анна Маничева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.