+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.09.2021 10:27:02
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Отсутствие единой геометрии и унифицированной упаковки посылок и грузов сдерживает применение роботов для сортировки и комплектации

В 2018 году ученые из Оксфорда прогнозировали, что до 80% рабочих мест в логистике займут роботы. Насколько эти прогнозы реализуются сегодня в России и чего не хватает для развития роботизированных технологий в логистике, РЖД-Партнеру рассказал операционный директор логистической компании «ПЭК: Easy Way» Дмитрий Воеводин.
Отсутствие единой геометрии и унифицированной упаковки посылок и грузов сдерживает применение роботов для сортировки и комплектации
– Дмитрий, насколько современная складская логистика сегодня роботизирована?

– На современных складах применяются роботы с различными функциями. Например, при перемещении грузов. Стандартный процесс выглядит так: клиент приезжает в зону выдачи грузов, оператор передает данные о заказе WMS-системе, которая назначает линейного сотрудника из зоны хранения для сбора отправления. Сотрудник идет в зону хранения, находит нужную ячейку, забирает отправление и доставляет на выдачу. При этом 70% времени уходит на перемещение сотрудника между различными зонами на складе.

Роботы делают это быстрее, точнее, не устают и способны работать 22 ч в сутки ежедневно. Это позволяет сократить число линейного персонала, оптимизировать расходы на внутрискладскую логистику.

Также роботы могут применяться при упаковке грузов. К сожалению, в этом отношении российский рынок отстает от западных и азиатских. Одна из причин – мы пока не достигли уровня, когда все посылки и грузы имеют единую геометрию и унифицированную упаковку. Это сдерживает применение роботов для сортировки и комплектации грузов.

Пока во всем мире роботизируются отдельные операции. Следующий этап – переход к единой роботизированной системе склада. Это предполагает формирование флота роботов на каждом складе, интеграцию с WMS-системами.

– В нынешних условиях каковы в целом перспективы развития робототехники в логистике?

– По данным международной федерации робототехники World Robotics, в 2019 году на складах использовалось 75 тыс. роботов, а в 2020-м их число возросло до 114 тыс. Предполагается, что глобальный рынок складской робототехники в цепочке поставок достигнет $22,4 млрд уже к концу 2021 года.

В России драйвером этого тренда стали три основных фактора. Первый – это нехватка линейного складского персонала и рост оплаты труда. Особенно острой проблема стала в период пандемии. Дефицит персонала на складах, в том числе в регионах, составляет 20–30%. В среднем зарплаты работников, занятых физическим трудом, выросли на 25–35% за первые два квартала 2021 года – таковы данные «VK Работа».

Второй фактор – роботизация становится дешевле, хотя срок окупаемости по-прежнему достаточно большой. Никто не отменял инфляцию и курс рубля по отношению к основным мировым валютам. Тем не менее если еще несколько лет назад роботов производили в основном европейские компании, то теперь эту сферу активно осваивают компании из Азии.

Есть и третий фактор – рост себестоимости складской логистики. Увеличилась стоимость расходных материалов и выросли ставки аренды площадок. Что касается расходных материалов, они выросли в среднем в 2 раза. Например, деревянные поддоны с апреля по июль этого года выросли в цене с 181 до 505 руб. за штуку. По данным аналитиков Knight Frank, средняя ставка аренды в Московском регионе продолжает расти. В I полугодии она составляла 4150 руб. за квадратный метр в год, а по итогам 9 месяцев 2021-го – 4600 руб. Аналитики прогнозируют, что к концу года средняя ставка аренды достигнет 4800 руб. за квадратный метр в год.

Поэтому роботизация и автоматизация складской логистики становятся все более актуальными. С ростом запроса будет развиваться и индустрия логистических роботов. И не только в Азии, но и в России.

– Инновационная и роботозированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

– По оценке McKinsey Global Institute, снижение OPEX после автоматизации в каждой из отраслей может составлять от 15 до 30%.

Теперь о складской логистике. Так, робот, который используется на внутрискладских перемещениях, работает до 90% времени в сутки. Для сравнения: смена сотрудника склада длится 8 или 12 ч с перерывами. Использование роботов позволяет и уменьшить трудозатраты на перемещение грузов до 70%, и сократить Фонд оплаты труда (ФОТ), перенаправив персонал на другие цели. Напомню, что на ФОТ традиционно приходится весомая доля в себестоимости, фактический показатель различается у разных компаний.

– Другими словами, значительно меняется производительность и прибыльность труда при использовании роботов в логистике?

– В любом случае производительность робота выше, чем человека. Робот не устает, не нуждается в отдыхе, не замедляется в конце смены. В целом производительность зависит от категории складской техники, а главное – от того, насколько систематизированы складские бизнес-процессы.

Например, логистические компании устанавливают на складах сортировочные линии. Задача сортера – автоматизированная обработка грузов и группировка их по различным параметрам. Это, скорее, пример автоматизации, а не роботизации, но оба процесса связаны.

– А что с уровнем безопасности? Как он меняется благодаря эксплуатации роботов в логистике?

– Робот изначально запрограммирован так, чтобы в любом случае избежать столкновений, он не нарушает правила техники безопасности или дорожного движения. Например, мы вместе с компанией Evocargo тестировали беспилотные грузоперевозки в логистическом хабе в Бутово. Грузовик доставлял палеты между складскими корпусами. Главным достижением проекта стала нулевая аварийность. Притом что в хабе в Бутово высокая загруженность и интенсивное движение. Каждый раз, когда водители в зоне движения беспилотного грузовика резко поворачивали или не следовали разметке, он останавливался, предотвращая ДТП.

– Перейдем к финансовой стороне вопроса: насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

– К роботизации и автоматизации нужно подходить комплексно, чтобы она была максимально эффективной. Важно, чтобы была выстроена единая система, позволяющая сокращать рутинные операции на складе и при приеме, и при обработке, и при хранении.

На сегодня тренд – ускорение доставки и повышение качества сервиса. Связано это во многом с взрывным ростом объема продаж в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Поэтому задача фулфилмент-центра, где и обрабатываются отправления для e-commerce, – нарастить скорость операций и снизить количество ошибок.

Например, чтобы убрать рутинные операции, быстрее считывать штрихкоды грузов, распределять их по нужным зонам для дальнейшей отправки, мы установили сортировочную линию. В сутки она может обработать до 28–30 тыс. отправлений. Если делать это вручную, показатель составит не более 12 тыс. отправлений.

Стоимость сортировочной линии – около $2 млн. Срок окупаемости длительный, до 5 лет. Но рентабельность вложений повышается, если приобретаемый механизм может быть модернизирован. Например, если мы изначально приобрели сортер с 12 «рукавами» и оборудуем его 12–24 дополнительными линиями, то срок окупаемости сократится. Если такая возможность не заложена, механизмы быстро устаревают технологически.

Также важно не приобретать коробочный продукт, а всегда дорабатывать под свою компанию. Ведь конфигурация и площадь склада, внутренние процессы, организация погрузочно-разгрузочных работ, интенсивность приемки различаются. Поэтому решение выстраивается непосредственно под заказчика. Соответственно, различается и размер инвестиций, и их окупаемость. Так, сортировочная линия может стоить $2 млн, а комплексная автоматизация фулфилмент-склада обойдется в 2 млрд руб. Окупаемость сортера в среднем составляет 3–5 лет, а за сколько окупится полностью автоматизированный склад с собственным флотом роботов, зависит от многих факторов.

– Дорогая роботизация актуальна в стране с невысокой заработной платой на складах?

– Мы бы поспорили с утверждением о невысокой заработной плате линейного складского персонала. По данным «VK Работа», средняя заработная плата грузчика в Москве составляет порядка 58 тыс. руб., комплектовщика – около 69 тыс. руб. Также есть переток персонала в e-commerce, который предлагает еще большие зарплаты. Например, по данным сервиса Superjob, средняя зарплата курьера на собственном автомобиле в Московском регионе составляет 80 тыс. руб.

Но дело не только в нехватке персонала. Крупные компании будут стремиться к независимости от человеческого фактора, чтобы сократить число ошибок за счет роботизации и автоматизации.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions