+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.09.2021 10:27:02
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Отсутствие единой геометрии и унифицированной упаковки посылок и грузов сдерживает применение роботов для сортировки и комплектации

В 2018 году ученые из Оксфорда прогнозировали, что до 80% рабочих мест в логистике займут роботы. Насколько эти прогнозы реализуются сегодня в России и чего не хватает для развития роботизированных технологий в логистике, РЖД-Партнеру рассказал операционный директор логистической компании «ПЭК: Easy Way» Дмитрий Воеводин.
Отсутствие единой геометрии и унифицированной упаковки посылок и грузов сдерживает применение роботов для сортировки и комплектации
– Дмитрий, насколько современная складская логистика сегодня роботизирована?

– На современных складах применяются роботы с различными функциями. Например, при перемещении грузов. Стандартный процесс выглядит так: клиент приезжает в зону выдачи грузов, оператор передает данные о заказе WMS-системе, которая назначает линейного сотрудника из зоны хранения для сбора отправления. Сотрудник идет в зону хранения, находит нужную ячейку, забирает отправление и доставляет на выдачу. При этом 70% времени уходит на перемещение сотрудника между различными зонами на складе.

Роботы делают это быстрее, точнее, не устают и способны работать 22 ч в сутки ежедневно. Это позволяет сократить число линейного персонала, оптимизировать расходы на внутрискладскую логистику.

Также роботы могут применяться при упаковке грузов. К сожалению, в этом отношении российский рынок отстает от западных и азиатских. Одна из причин – мы пока не достигли уровня, когда все посылки и грузы имеют единую геометрию и унифицированную упаковку. Это сдерживает применение роботов для сортировки и комплектации грузов.

Пока во всем мире роботизируются отдельные операции. Следующий этап – переход к единой роботизированной системе склада. Это предполагает формирование флота роботов на каждом складе, интеграцию с WMS-системами.

– В нынешних условиях каковы в целом перспективы развития робототехники в логистике?

– По данным международной федерации робототехники World Robotics, в 2019 году на складах использовалось 75 тыс. роботов, а в 2020-м их число возросло до 114 тыс. Предполагается, что глобальный рынок складской робототехники в цепочке поставок достигнет $22,4 млрд уже к концу 2021 года.

В России драйвером этого тренда стали три основных фактора. Первый – это нехватка линейного складского персонала и рост оплаты труда. Особенно острой проблема стала в период пандемии. Дефицит персонала на складах, в том числе в регионах, составляет 20–30%. В среднем зарплаты работников, занятых физическим трудом, выросли на 25–35% за первые два квартала 2021 года – таковы данные «VK Работа».

Второй фактор – роботизация становится дешевле, хотя срок окупаемости по-прежнему достаточно большой. Никто не отменял инфляцию и курс рубля по отношению к основным мировым валютам. Тем не менее если еще несколько лет назад роботов производили в основном европейские компании, то теперь эту сферу активно осваивают компании из Азии.

Есть и третий фактор – рост себестоимости складской логистики. Увеличилась стоимость расходных материалов и выросли ставки аренды площадок. Что касается расходных материалов, они выросли в среднем в 2 раза. Например, деревянные поддоны с апреля по июль этого года выросли в цене с 181 до 505 руб. за штуку. По данным аналитиков Knight Frank, средняя ставка аренды в Московском регионе продолжает расти. В I полугодии она составляла 4150 руб. за квадратный метр в год, а по итогам 9 месяцев 2021-го – 4600 руб. Аналитики прогнозируют, что к концу года средняя ставка аренды достигнет 4800 руб. за квадратный метр в год.

Поэтому роботизация и автоматизация складской логистики становятся все более актуальными. С ростом запроса будет развиваться и индустрия логистических роботов. И не только в Азии, но и в России.

– Инновационная и роботозированная логистика на складах сокращает операционные расходы?

– По оценке McKinsey Global Institute, снижение OPEX после автоматизации в каждой из отраслей может составлять от 15 до 30%.

Теперь о складской логистике. Так, робот, который используется на внутрискладских перемещениях, работает до 90% времени в сутки. Для сравнения: смена сотрудника склада длится 8 или 12 ч с перерывами. Использование роботов позволяет и уменьшить трудозатраты на перемещение грузов до 70%, и сократить Фонд оплаты труда (ФОТ), перенаправив персонал на другие цели. Напомню, что на ФОТ традиционно приходится весомая доля в себестоимости, фактический показатель различается у разных компаний.

– Другими словами, значительно меняется производительность и прибыльность труда при использовании роботов в логистике?

– В любом случае производительность робота выше, чем человека. Робот не устает, не нуждается в отдыхе, не замедляется в конце смены. В целом производительность зависит от категории складской техники, а главное – от того, насколько систематизированы складские бизнес-процессы.

Например, логистические компании устанавливают на складах сортировочные линии. Задача сортера – автоматизированная обработка грузов и группировка их по различным параметрам. Это, скорее, пример автоматизации, а не роботизации, но оба процесса связаны.

– А что с уровнем безопасности? Как он меняется благодаря эксплуатации роботов в логистике?

– Робот изначально запрограммирован так, чтобы в любом случае избежать столкновений, он не нарушает правила техники безопасности или дорожного движения. Например, мы вместе с компанией Evocargo тестировали беспилотные грузоперевозки в логистическом хабе в Бутово. Грузовик доставлял палеты между складскими корпусами. Главным достижением проекта стала нулевая аварийность. Притом что в хабе в Бутово высокая загруженность и интенсивное движение. Каждый раз, когда водители в зоне движения беспилотного грузовика резко поворачивали или не следовали разметке, он останавливался, предотвращая ДТП.

– Перейдем к финансовой стороне вопроса: насколько рентабельны инвестиции в роботизацию складской логистики?

– К роботизации и автоматизации нужно подходить комплексно, чтобы она была максимально эффективной. Важно, чтобы была выстроена единая система, позволяющая сокращать рутинные операции на складе и при приеме, и при обработке, и при хранении.

На сегодня тренд – ускорение доставки и повышение качества сервиса. Связано это во многом с взрывным ростом объема продаж в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Поэтому задача фулфилмент-центра, где и обрабатываются отправления для e-commerce, – нарастить скорость операций и снизить количество ошибок.

Например, чтобы убрать рутинные операции, быстрее считывать штрихкоды грузов, распределять их по нужным зонам для дальнейшей отправки, мы установили сортировочную линию. В сутки она может обработать до 28–30 тыс. отправлений. Если делать это вручную, показатель составит не более 12 тыс. отправлений.

Стоимость сортировочной линии – около $2 млн. Срок окупаемости длительный, до 5 лет. Но рентабельность вложений повышается, если приобретаемый механизм может быть модернизирован. Например, если мы изначально приобрели сортер с 12 «рукавами» и оборудуем его 12–24 дополнительными линиями, то срок окупаемости сократится. Если такая возможность не заложена, механизмы быстро устаревают технологически.

Также важно не приобретать коробочный продукт, а всегда дорабатывать под свою компанию. Ведь конфигурация и площадь склада, внутренние процессы, организация погрузочно-разгрузочных работ, интенсивность приемки различаются. Поэтому решение выстраивается непосредственно под заказчика. Соответственно, различается и размер инвестиций, и их окупаемость. Так, сортировочная линия может стоить $2 млн, а комплексная автоматизация фулфилмент-склада обойдется в 2 млрд руб. Окупаемость сортера в среднем составляет 3–5 лет, а за сколько окупится полностью автоматизированный склад с собственным флотом роботов, зависит от многих факторов.

– Дорогая роботизация актуальна в стране с невысокой заработной платой на складах?

– Мы бы поспорили с утверждением о невысокой заработной плате линейного складского персонала. По данным «VK Работа», средняя заработная плата грузчика в Москве составляет порядка 58 тыс. руб., комплектовщика – около 69 тыс. руб. Также есть переток персонала в e-commerce, который предлагает еще большие зарплаты. Например, по данным сервиса Superjob, средняя зарплата курьера на собственном автомобиле в Московском регионе составляет 80 тыс. руб.

Но дело не только в нехватке персонала. Крупные компании будут стремиться к независимости от человеческого фактора, чтобы сократить число ошибок за счет роботизации и автоматизации.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions