– Алексей Юрьевич, как уводят груз и каковы основные причины того, что на дороге происходят хищения?
– Каждый раз мошенники используют почти одинаковые схемы, однако причины того, что эти проекты реализуются, те же. Одной из ключевых можно назвать проблему в отношениях между поставщиками транспортных услуг и их клиентами.
В чем это проявляется? Например, организация, находящаяся в Новосибирске, осуществляла закупку товара в Москве. Условие поставки – так называемый самовывоз. Для этого служба бухгалтерии покупателя выдает доверенность на неизвестное физическое лицо, указанное посредником в заявке на перевозку (чаще всего это водитель). Тем самым участники сделки изначально нарушают условия договора купли-продажи. Организация, являющаяся профессиональным экспедитором, должна лично принимать груз в пункте отправления и подтверждать это соответствующими документами, то есть выполнять требования ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности». Зачастую при оформлении документов на перевозку участники сделки забывают о требовании данного закона и соответствующих правил к нему.
В практической деятельности происходит чаще всего так: машина приезжает на склад, поставщик выписывает документы от своего имени и получается, что экспедитор, находящийся в Новосибирске, самоустранился от выполнения обязанностей по приему груза в Москве, кто управляет процессом доставки – неизвестно. Назвать это работой профессионального экспедитора – невозможно.
При такой организации доставки товара и профессиональный перевозчик может оказаться невольно вовлеченным в схему хищения груза путем мошенничества, даже не осознавая своего участия в ней.
Однако при небрежном отношении к документальному сопровождению грузов и не выполнению элементарных требований нормативно правовых актов, не стоит удивляться их пропаже.
– Каковы самые распространенные причины, по которым происходят хищения грузов?
– Практика показывает, что большая часть хищений происходит с помощью интернета, при поиске свободного транспорта путем размещения объявлений на общедоступных сайтах. Поясню, таким способом мошенники отслеживают полулегальные схемы и с легкостью внедряются в них. Действия организаций, которые не являются профессиональными экспедиторами в понимании ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности» , этому только способствуют.
Так же, имеет место быть и не соблюдение действующих норм законодательства, которыми должен руководствоваться перевозчик в своей профессиональной деятельности. Очень часто это становится причиной огромных финансовых проблем.
– То есть ряд участников транспортного рынка нарушает закон, чтобы сэкономить или они просто не знают, как правильно оформить пакет документов?
– Зачастую это связанно не с попыткой сэкономить, а с элементарным незнанием требований законодательства. При этом вопросы возникают не только юридического характера, но и с бухгалтерией,
транспортной логистикой и безопасностью. Проблема в компетенции людей, которые принимают решения. Недавнее разбирательство: грузоотправитель находится в Ступино, получатель – в Новом Уренгое, груз – не доехал. Когда возбудили уголовное дело и нашли водителей, то они пояснили, что им предоставили все документы, подтверждающие полномочия клиента. Как правило, на погрузку приезжает водитель со всеми документами, но груз не доходит до покупателя. И такие случаи далеко не единичны. На мой взгляд, это проблема государственного масштаба.
Если подытожить, то можно отметить, что ключевая причина того, что хищение на автомобильном транспорте происходят – это несоблюдение законодательства. Во-вторых, отсутствие надлежащего взаимодействия между службами или их некомпетентность. В-третьих, небрежный подбор поставщиков услуг. Зачастую не всем грузоотправителям удается отличить профессионального экспедитора от организации, предоставляющей информации о наличии свободного транспорта грузовладельцам, а перевозчикам – о наличии свободных грузов, то есть фактически действующих как агент.
– И как в таком случае можно обезопасить собственный груз? Например, многие компании готовы, как они считают, переплачивать, обращаясь к известным крупным игрокам, боясь доверить свой груз небольшой молодой и непонятной компании.
– Бренд – это еще не гарантия безопасности, скорее иллюзия. Схемы, которые применяются при доставке маленькими и большими компаниями, – практически одинаковы. Выстраивается цепочка посредников и на каком-то из них груз исчезает. Организовать безопасную перевозку можно только за счет внедрения комплекса мер. Отмечу, что были случаи, когда хищение совершалось на 50 млн руб. Однако средняя стоимость груза составляет 1-5 млн. руб. Воруют все подряд: от еды до электроники. Последний известный случай в октябре текущего года – хищение груза путем мошенничества стоматологического оборудования на 30 млн руб.
– А способствует ли повышению безопасности на дороге онлайн отслеживание грузов?
– Если вести речь про биллинг, то в настоящий момент – нет, мошенники обманывают и эту систему. Просто идет применение другой схемы, одна из них, когда господа жулики предоставляют номер сотового телефона якобы водителя клиенту, а шоферу дают номер якобы заказчика. Далее все просто: направляют водителя по нужному мошенникам маршруту, а подмененный номер отправляют на фактический маршрут, и груз, соответственно, уходит в неизвестность.
Автор: Алексей Кожевников, заместитель руководителя компании «КОНТРОЛЬ РИСКОВ»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.