+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.10.2016 17:22:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Не брал – значит не отдам

Суммарная стоимость хищения грузов на дорогах Европы ежегодно составляет более 8 млрд. евро. В России ущерб от потери груза во время пути также исчисляется миллионами. По мнению заместителя руководителя компании «КОНТРОЛЬ РИСКОВ» Алексея Кожевникова, это происходит из-за более высокого профессионального уровня мошенников, а также разобщенности и непредусмотрительности транспортного сообщества.
Не брал – значит не отдам
– Алексей Юрьевич, как уводят груз и каковы основные причины того, что на дороге происходят хищения?

– Каждый раз мошенники используют почти одинаковые схемы, однако причины того, что эти проекты реализуются, те же. Одной из ключевых можно назвать проблему в отношениях между поставщиками транспортных услуг и их клиентами.
В чем это проявляется? Например, организация, находящаяся в Новосибирске, осуществляла закупку товара в Москве. Условие поставки – так называемый самовывоз. Для этого служба бухгалтерии покупателя выдает доверенность на неизвестное физическое лицо, указанное посредником в заявке на перевозку (чаще всего это водитель). Тем самым участники сделки изначально нарушают условия договора купли-продажи. Организация, являющаяся профессиональным экспедитором, должна лично принимать груз в пункте отправления и подтверждать это соответствующими документами, то есть выполнять требования ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности». Зачастую при оформлении документов на перевозку участники сделки забывают о требовании данного закона и соответствующих правил к нему.
В практической деятельности происходит чаще всего так: машина приезжает на склад, поставщик выписывает документы от своего имени и получается, что экспедитор, находящийся в Новосибирске, самоустранился от выполнения обязанностей по приему груза в Москве, кто управляет процессом доставки – неизвестно. Назвать это работой профессионального экспедитора – невозможно.
При такой организации доставки товара и профессиональный перевозчик может оказаться невольно вовлеченным в схему хищения груза путем мошенничества, даже не осознавая своего участия в ней.
Однако при небрежном отношении к документальному сопровождению грузов и не выполнению элементарных требований нормативно правовых актов, не стоит удивляться их пропаже.

– Каковы самые распространенные причины, по которым происходят хищения грузов?

– Практика показывает, что большая часть хищений происходит с помощью интернета, при поиске свободного транспорта путем размещения объявлений на общедоступных сайтах. Поясню, таким способом мошенники отслеживают полулегальные схемы и с легкостью внедряются в них. Действия организаций, которые не являются профессиональными экспедиторами в понимании ФЗ «О Транспортно-экспедиционной деятельности» , этому только способствуют.
Так же, имеет место быть и не соблюдение действующих норм законодательства, которыми должен руководствоваться перевозчик в своей профессиональной деятельности. Очень часто это становится причиной огромных финансовых проблем.

– То есть ряд участников транспортного рынка нарушает закон, чтобы сэкономить или они просто не знают, как правильно оформить пакет документов?

– Зачастую это связанно не с попыткой сэкономить, а с элементарным незнанием требований законодательства. При этом вопросы возникают не только юридического характера, но и с бухгалтерией, транспортной логистикой и безопасностью. Проблема в компетенции людей, которые принимают решения. Недавнее разбирательство: грузоотправитель находится в Ступино, получатель – в Новом Уренгое, груз – не доехал. Когда возбудили уголовное дело и нашли водителей, то они пояснили, что им предоставили все документы, подтверждающие полномочия клиента. Как правило, на погрузку приезжает водитель со всеми документами, но груз не доходит до покупателя. И такие случаи далеко не единичны. На мой взгляд, это проблема государственного масштаба.
Если подытожить, то можно отметить, что ключевая причина того, что хищение на автомобильном транспорте происходят – это несоблюдение законодательства. Во-вторых, отсутствие надлежащего взаимодействия между службами или их некомпетентность. В-третьих, небрежный подбор поставщиков услуг. Зачастую не всем грузоотправителям удается отличить профессионального экспедитора от организации, предоставляющей информации о наличии свободного транспорта грузовладельцам, а перевозчикам – о наличии свободных грузов, то есть фактически действующих как агент.

– И как в таком случае можно обезопасить собственный груз? Например, многие компании готовы, как они считают, переплачивать, обращаясь к известным крупным игрокам, боясь доверить свой груз небольшой молодой и непонятной компании.

– Бренд – это еще не гарантия безопасности, скорее иллюзия. Схемы, которые применяются при доставке маленькими и большими компаниями, – практически одинаковы. Выстраивается цепочка посредников и на каком-то из них груз исчезает. Организовать безопасную перевозку можно только за счет внедрения комплекса мер. Отмечу, что были случаи, когда хищение совершалось на 50 млн руб. Однако средняя стоимость груза составляет 1-5 млн. руб. Воруют все подряд: от еды до электроники. Последний известный случай в октябре текущего года – хищение груза путем мошенничества стоматологического оборудования на 30 млн руб.

– А способствует ли повышению безопасности на дороге онлайн отслеживание грузов?

– Если вести речь про биллинг, то в настоящий момент – нет, мошенники обманывают и эту систему. Просто идет применение другой схемы, одна из них, когда господа жулики предоставляют номер сотового телефона якобы водителя клиенту, а шоферу дают номер якобы заказчика. Далее все просто: направляют водителя по нужному мошенникам маршруту, а подмененный номер отправляют на фактический маршрут, и груз, соответственно, уходит в неизвестность.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions