+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.04.2021 09:15:42
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Электронная торговля дала толчок развитию складской логистики высокого класса в регионах России

В результате пандемии в России в 2020 году было введено на 13% качественных складских площадей меньше, чем в 2019-м. При этом общий объем качественной складской недвижимости достиг 29 млн кв. м, из которых 16 млн кв. м (55%) приходится на Московский регион. Доля свободных складских площадей в Московском регионе в 2020 году при этом составляла, по данным Knight Frank, всего 2,2%. О том, какие тренды повлияли на рынок складской логистики в этот непростой период, рассказал коммерческий директор 3PL-направления ООО «ПЭК» Сергей Рубанов.
Электронная торговля дала толчок развитию складской логистики высокого класса в регионах России
– Складская логистика и e-commerce – к чему привело их тесное сотрудничество в 2020 году?

 – Складская логистика e-commerce – это в первую очередь полочное и мелкоячеистое хранение, обработка единиц товара, упаковка различными способами с учетом весогабаритных характеристик товаров в заказе, а также сортировка.

При широком ассортименте и достаточно больших объемах хранения и обработки торговые компании инвестируют в полочные стеллажи мезонинного типа. Это 2–5 ярусные конструкции, между которыми ходят работники с тележками, раскладывают или отбирают товар поштучно. Технология обработки для продукции разных товарных групп может отличаться, и это закладывается в настройки системы.

При высокой интенсивности складских процессов отбора и комплектации могут использоваться технологии pick-by-voice, pick-to-light и др. Pick-by-voice, или отбор голосом, позволяет комплектовщику работать не с ручным терминалом, а с гарнитурой. Он обменивается данными с системой голосом – руки освобождаются, скорость операций растет. Также для высвобождения рук используют терминал с креплением на запястье и сканером на пальце.

Pick-to-light – это система, для работы которой в ячейках отбора установлены световые индикаторы, которые включаются, если из ячейки нужно взять товар. Такая система хорошо работает в сочетании с конвейерной линией на складе, где обрабатываются посылки.

При работе с товарами дистанционной торговли одной из приоритетных задач склада является замер весогабаритных характеристик товара. Это нужно для синхронизации работы с курьерскими службами, которые тарифицируют доставку заказов за килограмм или за кубический метр. Для этих целей на упаковочных столах используются интегрированные со складской системой весы и лазерные системы замера габаритов, а также принтеры для печати этикеток. Заказу присваивается номер, печатается соответствующая этикетка с реквизитами и весогабаритами заказа, после она клеится на транспортную упаковку. Подобный формат снижает риск ошибок.

Кстати, частичная выдача и невыкупленные заказы создают поток возвратов, который тоже нужно быстро обработать, чтобы вернуть товар в оборот.

 – Современные складские технологии требуют больших финансовых вложений, которые чаще всего доступны только крупным интернет-магазинам и маркетплейсам...

– Да. А большинство интернет-магазинов – это все же малый и средний бизнес. Поэтому немалая доля логистики передается на аутсорсинг фулфилмент-операторам.

Складская логистика – это лишь часть операций фулфилмента. Для клиента удобнее, когда сервис-провайдер обеспечивает весь цикл операций с момента заказа товара на сайте до вручения посылки покупателю. То есть не только хранит и обрабатывает товар на складе, но и организует доставку в пункты выдачи, постаматы или курьером до двери.

 – Каким должен быть идеальный склад для онлайн-ритейлера?

 – Идеальный склад онлайн-ритейлера в первую очередь должен быть удобно расположен с точки зрения транспортной доступности.

На таком складе работает большое количество людей, выгружаются товары для большого количества малотоннажных и среднетоннажных грузовых автомобилей. Поэтому нужно много парковочных мест, как грузовых, так и легковых.

Склад должен быть, естественно, класса А, иметь большое количество доков и пандусы, приспособленные под погрузку грузовиков небольшого тоннажа. На таком складе обязательны ровные антипылевые полы и потолки не ниже 12 м.

Топология склада и шаг колонн должны быть рассчитаны на установку многоярусных мезонинных стеллажей, поэтому по форме такой склад будет скорее квадратный, чем прямоугольный. Палетные стеллажи также нужны, но не в таком большом количестве, в основном для хранения упаковочных материалов и негабарита. И такие стеллажи также понадобятся как буферная зона для еще не отгруженных палет с заказами.

Обязательно должны быть упаковочные столы в количестве, позволяющем обеспечить необходимую скорость штучной приемки и упаковки заказов. Пропускная способность технологических зон склада должна быть сбалансированной и учитывать пиковые нагрузки.

Сам объект и стеллажи должны быть оборудованы в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Безопасность труда – это приоритет. На складе везде должна быть разметка и разграничено движение пешеходов и техники.

Зона отгрузки должна быть достаточно просторной для того, чтобы обеспечить сортировку заказов по большому количеству транспортных компаний и направлений. Если объем обработки большой, то имеет смысл установить на складе автоматический сортировщик – конвейерную систему, распределяющую посылки по направлениям. Если предполагается большая доля самовывоза, то должны быть оборудованы помещения, приспособленные под процесс выдачи.

 – Стало ли развитие сегмента e-commerce фактором поддержки развития складской логистики в регионах?

– Несомненно. Чтобы повысить скорость обработки заказов с момента оформления до выдачи, крупные маркетплейсы и сервис-провайдеры активно открывают фулфилмент-центры в регионах. Происходит децентрализация логистики. Например, в августе 2020 года Wildberries открыл крупнейший распределительный центр в Татарстане, в июне того же года начала строительство распредцентра на 250 тыс. кв. м. в Краснодарском крае.

При этом такие складские площадки чаще всего строятся под заказ. Можно отметить, что сейчас в большинстве регионов есть дефицит высококачественных складских площадей класса А.

Многие омниканальные ритейлеры с большим количеством офлайн-точек по всей стране выбрали другой путь – модель ship-from-store, когда товар при онлайн-заказе доставляется из магазина ритейлера напрямую получателю.

Что касается складов «последней мили», их нехватка отмечается в столице, и она нарастает в связи с развитием рынка e-commerce. В столице практически не строятся новые склады, а старые постепенно выводятся из обращения, на месте промзон чаще строят жилые комплексы, офисные и торговые центры. В результате при небольшом вводе новых складов их общее число внутри МКАДа год от года сокращается. Хотя спрос на них со стороны интернет-магазинов, работающих внутри МКАД, растет.

Логично, что в пределах кольцевой дороги ставки на склады заметно выше, чем за МКАД: дело в том, что стоимость земли в черте города примерно в 5 раз выше, чем в области. К тому же строительство в городе идет в 2–3 раза дольше из-за получения различных разрешений и согласований. Наконец, и строительные работы в Москве стоят дороже. В столице вакансия складов крайне низкая. Так что, въехав однажды, арендаторы стараются не переезжать.

 – Как маркетплейсы будут решать вопрос с дефицитом складов?

 – Согласно отчету Knight Frank, в 2020 году на онлайн-торговлю пришлось 35% поглощения качественных складских площадей в Московском регионе, она обогнала по этому показателю розничную торговлю на 12% и вышла на первое место. Думаю, тренд на рост доли электронной коммерции в структуре складского спроса сохранится.

Однако, несмотря на взрывной рост собственной логистики, маркетплейсы все активнее используют складской аутсорсинг.

Пример: переход Wildberries на модель работы FBS, то есть реализация возможности продавать товары со склада поставщика. Объем заказов маркетплейса за 2020 год вырос в среднем в 2 раза. Второй пример: Ozon объявил, что частично переходит на модель интернет-витрины. Это означает, что обрабатывать на собственных складах и доставлять часть товаров будут сервисные провайдеры-партнеры компании, в числе которых и ПЭК.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions