– Алексей, как изменилось взаимодействие Вашей компании с клиентами в связи с наступлением последствий пандемии коронавируса и переходом на удаленную работу?
– За несколько недель до введения официальных мер самоизоляции мы перевели наш московский офис в тестовом режиме на работу из дома и уведомили клиентов о том, что дальнейшие встречи по мере возможности переходят в онлайн. Некоторые проекты, которые на тот момент были в активной фазе и требовали личного присутствия наших специалистов, пришлось приостановить на небольшой срок, чтобы проработать инструменты и подходы дистанционного решения задач.
Говоря об удаленной работе, нам отчасти повезло, потому что еще в прошлом году из-за роста компании мы перестроили наши внутренние бизнес-процессы и перешли на облачное решение Jira для управления проектами. Таким образом, у нас изначально был инструмент для удаленной постановки задач от наших клиентов и их совместного планирования и мониторинга.
В начале пандемии у нас в работе было несколько географически распределенных проектов, которые требовали личного присутствия наших сотрудников, например в Иркутске и Красноярске. Для московского офиса единственная возможность оказаться там – долететь на самолете. При этом местные власти обязали всех прилетевших из Москвы в обязательном порядке 2 недели сидеть на карантине.
Таким образом, обсуждение организационных вопросов мы перенесли на платформы видеоконференций, а для решения проблем на местах интегрируем новый программно-аппаратный продукт – умные очки со встроенной камерой и динамиком. Такие очки на складах получают начальники смен и при возникновении каких-либо сложностей могут напрямую связаться с нашими специалистами. Соответственно, когда мы подключаемся, мы удаленно видим все, что происходит непосредственно на складе перед глазами у сотрудника. Это стало достаточно эффективной альтернативой чатам и видеозвонкам.
– Какие новые требования сейчас выдвигают клиенты компании (операторы, грузовладельцы, экспедиторы)? Насколько они реализуемы?
– Сейчас мы наблюдаем взрывной рост e-commerce и сервисов доставок. Логистика многих компаний уже 2 месяца работает в режиме предельных нагрузок, которые обычно бывают только в предновогодний период и иногда в черную пятницу. Оказалось, что бизнес-процессы многих участников рынка просто-напросто не готовы к таким условиям ни технологически, ни организационно.
Отсюда вытекает повышенный спрос на оптимизацию существующих и организацию новых процессов, которые помогают эффективнее справляться с возросшими нагрузками. Ввиду срочности подобных задач последние недели у наших проектных команд и технической поддержки стало ощутимо больше работы, чем было до кризиса.
– Какие новые решения и проекты начинают реализовывать в настоящее время в помощь участникам рынка?
– Во время пандемии мы заметили всплеск интереса к VMI-решениям (Vendor-managed inventory), которые позволяют производителям напрямую мониторить запасы продукции на складах дистрибьюторов, и продвинутым системам складской автоматизации. Причину мы видим в том, что если раньше логистику в России воспринимали как центр затрат и стремились в первую очередь сократить расходы, то сегодня на рынок пришло осознание, что этого недостаточно. Многие компании поняли, что одной оптимизацией не обойдешься, нужно перестраивать и повышать эффективность бизнес-процессов, иначе невозможно справиться с возросшими нагрузками.
Интерес заказчиков сместился в сторону комплексных платформенных решений, которые, с одной стороны, уже содержат необходимые бизнес-процессы и лучшие отраслевые практики, а с другой – могут приносить компании дополнительную прибыль, позволяя преобразовать логистику из центра расходов в источник дополнительного заработка.
– Насколько быстро происходит переоснащение компаний, с которыми работает Ваша компания?
– Все наши локальные клиенты перешли на режим удаленной работы примерно в то же время что и мы там, где это возможно. В первую очередь, конечно, они позаботились о безопасности сотрудников, а потом о перестройке бизнеса. Там, где преобладал офлайн-ритейл, но была доля интернет-продаж, получилось достаточно быстро переориентировать решение проблем и задач в сторону онлайн.
Если говорить про производственные компании, нельзя сказать, что у них что-то сильно поменялось. Единственное, ужесточился подход к контролю и охране труда. На производстве и складах внедрили новые регламенты безопасности: появился контроль температуры при входе, сотрудников обязали пользоваться средствами индивидуальной защиты и т. д. Кроме того, всех офисных сотрудников перевели на удаленный режим работы.
Скорость в данном случае стала одним из ключевых параметров. Стоило немного замешкаться – и бизнес пришлось бы остановить на некоторое время. Это, безусловно, привело бы к недополучению прибыли, росту затрат, недовольству сотрудников и потребителей и прочим негативным последствиям.
– В использовании каких технологий Вы видите будущее рынка?
– Сегодня многие компании, причем не только в сфере логистики и ритейла, столкнулись с проблемой нехватки собственных вычислительных мощностей. В срочном порядке развивать физическую IT-инфраструктуру достаточно дорого, а в нынешних обстоятельствах еще и небезопасно – закупка и инсталляция оборудования предполагают физические контакты, которых сейчас лучше избегать.
За время пандемии много компаний обратились к облачным технологиям, и можно предположить, что в дальнейшем этот тренд продолжит укрепляться. Облака позволяют оперативно нарастить вычислительные мощности в периоды пиковых нагрузок и также быстро их сократить, чтобы оборудование не простаивало во время затишья. Отчасти это подтверждает недавнее исследование компании IDC, в котором аналитики прогнозируют рост затрат на облачную инфраструктуру в 2020 году на 5,3%, невзирая на общий спад IT-рынка.
Если говорить про Россию и СНГ, то рост e-commerce и, в частности, рынка e-grocery спровоцирует наращивание объемов структурированных и полезных корпоративных данных, что приведет к востребованности решений в области Big Data. Таким образом, в логистику и управление складами придут технологии искусственного интеллекта и нейронных сетей, которые помогут анализировать и извлекать пользу из этой информации. Наибольший потенциал здесь будут иметь ИИ-решения для обработки заказов, планирования и повышения спроса с помощью digital-инструментов.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.