+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.04.2020 13:55:22
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Система обязательной маркировки продукции изменит принципы складской логистики

Для искоренения контрафакта в России правительством принято решение о внедрении обязательной маркировки всех потребительских товаров к 2024 году. Обязательной маркировке в рамках системы "Честный знак" подлежат изделия из меха, табачная продукция, лекарства и медицинские изделия, совсем скоро к ним присоединится обувь, парфюмерия, одежда и ряд других позиций. О влиянии требований регуляторов на складскую логистику мы разговариваем с директором подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексеем Мисаиловым.
Система обязательной маркировки продукции изменит принципы складской логистики
 Алексей, как Вы оцениваете потенциальную эффективность системы "Честный знак"?

– В настоящий момент бизнес воспринимает обязательную маркировку товаров двумерным матричным штрихкодом DataMatrix в качестве дополнительной нагрузки. Идут инвестиции на создание и обкатку различных IT-решений, проводятся дополнительные тесты по маркировке и передаче данных в ЦРПТ. Государство в этом проекте выиграет за счет более прозрачной системы прослеживаемости товаров, а компании, у которых имеется существенная доля контрафакта на рынке, получат значительное сокращение фальсификата.

 Поможет ли система маркировки в борьбе с контрафактной продукцией?

– У производителей и дистрибьюторов контрафактной продукции всегда были свои каналы сбыта, отличные от традиционного ритейла. На 100% очистить рынок от подделок вряд ли удастся, но однозначно его доля должна снизиться. При этом необходимо вводить обязательную прослеживаемость товаров совместно с другими странами ЕАЭС. Мошенники могут воспользоваться послаблениями при импорте в других странах – членах Таможенного союза и уже через них осуществлять поставки контрафактной продукции на территорию Российской Федерации, особенно в регионы. Пока обязательная маркировка обуви и одежды не вступила в силу, поэтому еще рано говорить о каких-либо результатах. Однако можно подвести итоги по обязательной маркировке изделий из меха. Рынок стал прозрачнее: согласно статистике ФТС, рост таможенных платежей увеличился почти в 2 раза, а количество задекларированных изделий – в 1,5 раза.

 Как Вы оцениваете уровень информирования отрасли о технической стороне внедрения системы?

– В рамках отраслевых рабочих групп на площадке ЦРПТ и Минпромторга России идет детальное обсуждение и согласование процессов по маркировке, включая ее информационную часть. У бизнеса есть четкое понимание, что необходимо делать и какими средствами. Но пока по многим отраслям система маркировки на стадии запуска, а также в полной мере еще не прошла интеграция ФТС и ЦРПТ, нас могут ждать сюрпризы. Именно поэтому необходимо четко отслеживать все возможные изменения и вносить корректировки в уже существующие процессы маркировки.

 Последует ли рост цен на продукцию, подлежащую обязательной маркировке?

– Однозначно, так как обязательная маркировка – это дополнительные затраты со стороны бизнеса. Многое, конечно, зависит от того, где она наносится, какими ресурсами. Значительного роста цен не стоит ожидать, но в любом случае все дополнительные расходы будут включены в себестоимость продукции. Так или иначе, за все заплатит конечный потребитель, а точная стоимость будет зависеть от индивидуального решения каждой компании.

 Как нововведения повлияют на несетевой ритейл и мелких производителей? Есть ли у небольших магазинов и производств финансовые ресурсы для соответствия требованиям?

– С введением обязательной маркировки мы ожидаем дальнейшую консолидацию рынка. У небольших компаний просто нет ресурсов для разработки и внедрении систем Track & Trace. Также необходимы специалисты технической поддержки, которые будут работать с внештатными ситуациями. Аутсорсинг может помочь, но это зависит от финансовых возможностей каждой компании. Для сетевого ритейла все проще: один и тот же процесс можно масштабировать на большое количество точек.

 Есть мнение, что технологически системы "Честный знак" и "Меркурий" требуют доработки. Насколько Вы согласны с этим мнением?

– Да, с этим сложно не согласиться. Для нормализации работы системы "Меркурий" потребовалось большое количество времени. Ее внедрение постоянно откладывалось. "Честный знак" сейчас работает полноценно только для табачной продукции, произведенной в РФ. На данный момент запущены пилотные проекты по маркировке товаров различных отраслей, во время этих тестов и идет доработка продукта.

 Планируются ли какие-то послабления в отношении маркировки в связи с пандемией?

– Бизнес-сообщество подготовило ряд обращений в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с просьбой о переносе сроков введения обязательной маркировки. Из-за пандемии COVID-19 многие компании работают удаленно, движение товара многих отраслей просто остановлено, интеграция с федеральными органами исполнительной власти также сейчас затруднена. Я уверен, что государство пойдет навстречу бизнесу и примет разумные решения.

 Меняются ли бизнес-процессы в связи с внедрением маркировки?

– Для нашей компании операционные бизнес-процессы поменяются, но не существенно. В структуре FM Logistic существует подразделение copacking, целью которого является подготовка продукции наших клиентов для ритейла. Ежедневно на протяжении нескольких лет мы наносим огромное количество стикеров на большой ассортимент продукции. После изменений в законодательстве ЕАЭС мы стали делать это на собственных таможенных складах. Мы поддержим наших клиентов и в этих изменениях, при этом дополнительные расходы будут несущественны – все инвестиции мы планируем аллоцировать на большой пул клиентов, которым необходим данный сервис. Таким образом, нагрузка на каждую компанию в отдельности будет снижена.

 Что использует компания для интеграции с "Честным знаком", как налажен рабочий процесс обязательной маркировки?

– Для своих складских операций FM Logistic использует целый комплекс систем управления складом: TMS, YMS и WMS от различных вендоров (Reflex от Hardis, GCS от Generix и ряд других). Выбор систем определяется при запуске конкретного клиента и зависит от специфики бизнеса и процессов компании. Решение по управлению обязательной маркировкой в скором времени будет востребовано всеми нашими клиентами – согласно дорожной карте ЦРПТ, все группы товаров будут подлежать обязательной маркировке к 2024 году. Для работы с системой обязательной маркировки "Честный знак" FM Logistic интегрирует все складские процессы, при которых возникает необходимость управления кодами DataMatrix и состоянием агрегации товаров, вне зависимости от конкретной WMS. При этом, разумеется, складской процесс стал сложнее, так как добавился новый контур контроля кодов DataMatrix при приемке товара, печати и нанесении этикеток русификации и штрихкодов DataMatrix, сборке заказа и его отгрузки. Соответственно, возросли требования к качеству и точности подбора товара, что потребовало внедрить дополнительные процедуры проверок расхождений и контроля.

Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions