+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.02.2022 17:09:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Унификация тарифа на перевозки грузов в контейнерах-платформах: устранение диспропорции или убытки и остановка производства?

Новую дискуссию на рынке железнодорожного транспорта вызвал подготовленный ФАС приказ, приводящий в соответствие тарификацию на перевозки стального проката в контейнерах-платформах типа 29Р9 с перевозками в вагонах. 

Речь идет о приказе ФАС России от 30 декабря 2021 года № 1587/21 «О внесении изменений в Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство № 1, части 1 и 2), утвержденном постановлением Федеральной энергетической комиссии от 17 июня 2003 года № 47-т/5.

В ФАС сообщили, что по итогам рассмотрения обращения СОЖТ антимонопольная служба сделала вывод о наличии тарифной диспропорции при перевозке стального проката в рулонах с использованием контейнеров-платформ по сравнению с перевозкой в универсальных вагонах. Поэтому ведомство подготовило приказ, направленный на ее устранение. «Ранее разница в тарифах при перевозках в вагонах-платформах и с использованием аналогичного подвижного состава, сертифицированного в Польше как контейнер-платформа, составляла 2,8 раза. Такая диспропорция привела к резкому росту перевозок в контейнерах-платформах», – отмечают в ФАС.

В СОЖТ сообщили, что союз в июне прошлого года направил письмо в ФАС России с целью обратить внимание ведомства на факт того, что происходит различная тарификация перевозок технологически одинаковых перевозок, что может создать неравные условия для участников грузовых железнодорожных перевозок. «При этом союз выражает готовность принять непосредственное участие в работе над проектом приказа ФАС России О внесении изменений в Прейскурант № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» с целью учета при выработке своей позиции интересов и мнений всех заинтересованных лиц», – заверили в союзе.

В письме от 17 декабря прошлого года первому заместителю председателя правительства РФ Андрею Белоусову (копия письма есть в распоряжении редакции) директор департамента транспорта аппарата правительства РФ Анатолий Мещеряков сообщает, что стоимость перевозки 1 т листовой стали в вагоне в среднем в 3 раза выше, чем в контейнере. Это приводит к активному переключению перевозок стали в рулонах из вагонов в контейнеры-платформы 29Р9. «Объем перевозок грузов в контейнерах-платформах (99,8% перевозимых грузов – листовая сталь) с 2017 года увеличился в 11 раз. В результате переключения перевозок листовой стали из вагонов в контейнеры-платформы снижение выручки ОАО «РЖД» оценивается в 5,91 млрд руб. в год. Для сравнения, в 2019 году потери составили 1,83 млрд руб., в 2020-м – 4 млрд руб.», – сообщается в документе.

А. Мещеряков отмечает, что данные изменения негативно отражаются на логистике перевозок грузов в полувагонах и на обычных платформах: «Операторы универсального подвижного состава несут прямые убытки и снижают инвестиции в обновление подвижного состава, что приводит к сокращению объема производства на отечественных вагоностроительных заводах. При этом на фоне сокращения инвестиционных ресурсов операторов подвижного состава цена на металлопрокат с начала года выросла почти на 280%». Он поддерживает проект приказа.

Одна из несогласных с приказом компаний – ООО «Лауде» из Калининграда, которая специализируется на контейнерных и мультимодальных перевозках грузов, инвестирует средства в закупку контейнеров и инновационных вагонов-платформ и чьи контейнеры сертифицированы в Польше. Компания реализует проект контейнеризации перевозок металлургических грузов общей стоимостью свыше 5 млрд руб. на закупку контейнеров и инновационных вагонов-платформ. Производство контейнеров осуществляется в Республике Беларусь, производство инновационных вагонов-платформ ─ в России. Также в 2022–2023 гг. запланировано строительство контейнерных терминалов в Магнитогорске и Липецке с общей суммой инвестиций около 2 млрд. руб.

В своем письме первому вице-премьеру генеральный директор компании Шамиль Баишев отмечает, что привычный тип транспортировки стального проката, преимущественно в вагонах старых конструкций, с использованием съемного оборудования, не отвечает современным требованиям рынка к безопасности и эффективности перевозок, ведет к дополнительным расходам ОАО «РЖД».

«Контейнеры-платформы в отличие от съемного оборудования являются сертифицированной продукцией и позволяют производить грузовые операции по стандартизированным процедурам, что повышает безопасность грузовых работ и сокращает время операций погрузки-выгрузки. Разработанный приказ ФАС избирательно увеличивает тарифы на перевозки контейнеров-платформ до уровня тарифов на перевозки грузов в вагонах, оснащенных съемным оборудованием, и основан на заведомо недостоверных данных о том, что контейнеры-платформы ничем не отличаются от съемного оборудования», – сообщает Ш. Баишев. В доказательство своих слов он подробно сравнивает съемное оборудование и контейнеры-платформы.

Гендиректор добавляет, что предлагаемое приказом ФАС увеличение тарифов на перевозки металлопродукции в контейнерах-платформах окажет негативное воздействие на ряд отраслей отечественной экономики: ведет к снижению конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным и, как следствие, выпадающим доходам ОАО «РЖД», убыткам транспортных компаний, производителей инновационных грузовых вагонов и контейнеров, к ухудшению финансового положения предприятий-потребителей металлопроката и увеличению темпов инфляции.

В связи с этим приказ, по его мнению, необходимо отправить приказ на доработку и провести необходимые обсуждения с участниками рынка железнодорожных перевозок грузов, грузоотправителями и экспертами, такими как ассоциация «Русская Сталь», операторами контейнеров-платформ, производителями контейнеров и железнодорожного подвижного состава, Российским морским регистром судоходства, ОАО «РЖД».

С приказом также не согласно руководство компании из белорусского города Молодечно ООО «ЗВКОНТ», которое имеет долгосрочные контракты на поставку контейнеров данного типа на российский рынок. Так, за последние два года было поставлено около 3 тыс. ед. В ближайшие два года планируется поставка еще 2,5 тыс. контейнеров.

«ФАС России фактически предлагает признать контейнеры-платформы съемным оборудованием с изменением принципа тарификации. Мы, как производители контейнеров, хотели бы отметить несостоятельность этого сравнения. Изготавливаемые нами контейнеры-платформы являются полноценным транспортным средством, которое испытывается согласно стандартов ГОСТ, ISO и обеспечивает более качественную доставку такого сложного груза, как рулонная сталь, что подтверждается соответствующими сертификатами», – отмечает директор компании Виктор Струкель.

Он считает важным обратить внимание на то, что подобные резкие изменения условий тарификации негативно сказываются как на инвестиционной привлекательности железнодорожного транспортного рынка ЕАЭС, так и на предприятиях, задействованных в этой отрасли. «Из-за риска вступления в силу данного приказа нам пришлось остановить производство на неопределенный срок», – сообщает он.

Руководитель компании просит ФАС провести повторную проверку целесообразности и экономической обоснованности «столь резкого и сильного повышения тарифов на отдельный тип контейнеров с учетом позиции Министерства промышленности и торговли РФ, а также потребностей и аргументации всех заинтересованных лиц, в том числе производителей металлопродукции и других грузовладельцев, производителей контейнеров, операторов подвижного состава».

Беспокойство о тарификации перевозок грузов в контейнерах-платформах выражают и в союзе «Объединение вагоностроителей» (ОВС).

«В соответствии с обращением одного из ведущих отечественных вагоностроительных холдингов ПАО «НПК ОВК» оценка проекта приказа выявила его противоречие с базовыми принципами, требованиями и параметрами тарифообразования, установленными законодательством РФ, что препятствует развитию сегмента контейнерных перевозок грузов и ведет к падению спроса на продукцию ПАО «НПК ОВК», говорится в письме А. Белоусову за подписью председателя наблюдательного совета ОВС Владимира Артякова.

По мнению ОВС, утверждение проекта приказа может вызвать отток грузов на автомобильный транспорт, окажет дестимулирующее влияние на обновление парка грузовых вагонов, создаст угрозу срыва контрактов на поставку вагонов нового поколения, предназначенных для железнодорожных перевозок контейнеров.

ОВС также просит первого вице-премьера дать указание ФАС России о необходимости пересмотра предлагаемого избирательного увеличения тарифов на перевозки контейнеров-платформ с привлечением ПАО «НПК ОВК» и других заинтересованных организаций для оценки рисков и последствий такого тарифного изменения.

Минюст России письмом от 11 января (копия письма есть в распоряжении редакции) вернул приказ без государственной регистрации по причине большого количества изменений в Прейскурант № 10-01 и необходимости его переиздания в целях упорядочивания внесенных изменений.

Руководитель ФАС Максим Шаскольский попросил А. Белоусова зарегистрировать приказ и подчеркнул, что для снятия замечаний Минюста ФАС до конца 2022 года планирует завершить работу по переизданию Прейскуранта № 10-01 «с целью учета внесенных в него изменений».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions