+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2020 13:03:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Угольные компании ждут субсидий

Мартовское соглашение между РЖД и угольщиками о согласованных объемах перевозок черного золота в сторону портов, похоже, не выдержало самого короткого испытания временем. Уже по итогам мая монополия заявила о тенденции отказа грузовладельцев от перевозок угля в сторону портов Юга и Северо-Запада. Операторы заявляют о невозможности повлиять на споры между РЖД и угольными компаниями. И в конце концов все стороны предлагают государству субсидировать их издержки.
Еще в марте, оценив опасность перспектив снижения перевозок своего основного груза по результатам первых 2 месяцев года, ОАО «РЖД» приняло решение о предоставление скидок на экспортные перевозки угольных грузов в направлении российских портов Северо-Запада и Юга, а также отправки в Китай при следовании через Казахстан. То есть сделали то, о чем их просили угольщики еще год назад. При перевозках расстоянием до 3 тыс. км была объявлена скидка 25%, а при более дальних доставках дисконт составил 12,8%. Скидки предоставлялись без гарантированных объемов перевозки.

В свою очередь, правительство Кузбасса закрепило договоренности с железнодорожниками собственной программой перевозок угля на экспорт. Об итогах соглашения стало известно по результатам совещания в Кемерово с участием вице-премьера А. Белоусова, генерального директора ОАО «РЖД» О. Белозерова и губернатора Кемеровской области С. Цивилева, прошедшего 18 марта. Согласно договоренностям, в 2020 году угольщики Кузбасса должны вывезти в направлении Северо-Запада 64 млн т угля: 50,35 млн т в адрес российских портов и 13,6 млн т – внутренним потребителям. В сторону Юга – более 21,1 млн т угля, в том числе не менее 9,41 млн т – экспортные поставки через порты Азово-Черноморского бассейна. По Восточному полигону планировалось отправить не менее 56,55 млн т угля, в том числе 3,55 млн т в адрес российских потребителей.

Но уже по итогам работы 5 месяцев года, ОАО «РЖД» заявило о том, что если железнодорожники полностью выполнили обязательства по перевозке перед угольными компаниями Кузбасса, то угольщики продемонстрировали тенденции роста числа отказов от погрузки, сообщил пресс-центр компании.

Благоприятным фактором для грузовладельцев должны были стать снижающиеся ставки операторских компаний на предоставление вагонов. При этом в ОАО «РЖД» отметили, что его «дочка», АО «ФГК», предоставляет угольщикам вагоны по минимальным ставкам, а с 1 июня запустила собственную программу лояльности с дополнительными скидками.
По итогам 5 месяцев работы на Дальний Восток было вывезено на 0,1% больше согласованных объемов или 23,3 млн т угля. В свою очередь, перевозки угольной продукции на южном направлении оказались меньше плана на 0,6% (8,9 млн т), а на северо-западном удалось перевезти только 25,6 млн т черного золота, что на 4,8% меньше согласованного плана. При этом в направлении Северо-Запада упали не только внутренние перевозки, но даже экспортные, которые в других случаях только росли.

«Таким образом, всего в январе – мае из Кузбасса вывезено 57,8 млн т угля. Это составляет 41% от суммарного объема угля, перевезенного по сети ОАО «РЖД». Всего за 5 месяцев отгружено 141,7 млн т, что на 11% меньше, чем годом ранее», – говорится в релизе компании. 

Например, в операторской компании «Модум-Транс» отмечают, что спрос на уголь в восточном регионе остается высоким при отсутствии спроса на европейском рынке на фоне значительного падения стоимости угля. За 5 месяцев года погрузка угля в порты Дальневосточного бассейна выросла на 3,5% при падении погрузки в порты Балтийского бассейна на 31%. При этом ощущается внушительный запас невыполненных обязательств по отгрузке в восточные порты при значительном ограничении провозной способности ОАО «РЖД».

«С учетом существенного падения стоимости угольной продукции на западном направлении грузовладельцы стараются оптимизировать свои расходы на перевозку, и на текущий момент предложение по задействованию парка на указанном направлении не всегда является рентабельным для нашей компании. При оживлении спроса и восстановлении конкурентной цены за использование подвижного состава мы готовы увеличить погрузку в порты Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог», – прокомментировали ситуацию в «Модум-Трансе».

В правительстве Кузбасса признают, что угольные разрезы не выполняют согласованные с ОАО «РЖД» в марте планы по объемам вывоза продукции по вывозу угля на западном направлении, но считают, что это происходит по объективным причинам экономического характера, заявил заместитель начальника департамента угольной промышленности – начальник управления угольной промышленности администрации правительства Кузбасса Андрей Брижак.

«Мы не можем заставить угольные компании везти уголь в сторону Северо-Запада, так как цена перевозки сегодня для них убыточна. ОАО «РЖД» предоставляет компаниям, делающим отправки на этом направлении, персональные тарифные скидки, размер которых не превышает 17%, в то время как для безубыточности скидка должна превышать 50%», – сообщил он.
Представитель администрации также напомнил, что размер тарифной скидки в 50% и более неоднократно озвучивался губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым на совещаниях самого разного уровня.

На пресс-конференции, посвященной созданию министерства угольной промышленности Кузбасса, прошедшей 2 июня, С. Цивилев снова заявил о приоритете вывоза кузбасского угля на восток.

«Рынок угля меняется, он закрывается на Западе и развивается на Востоке. Поэтому мы ставим вопрос не просто вывоза угля из Кузбасса, а вывоза на приоритетное, восточное направление. Везти уголь на Запад сейчас невыгодно. Кузбассу в этой ситуации нужна помощь. Я ее добиваюсь на федеральном уровне», – заявил С. Цивилев.

По итогам мая 2020 года, по данным ЦДУ ТЭК, добыча угля в России сократилась по сравнению с маем 2019-го на 13,5%, до 30,8 млн т. Итоги 5 месяцев года отстают от прошлогодних показателей на 10,5% (162,5 млн т). Все понимают, что это объективные данные, которые связаны с изменением мировой конъюнктуры цен, но не перестают упрекать друг друга в неисполнении их требований.

Источник, связанный с ОАО «РЖД», например, отметил, что тенденции угольной торговли 2020 года были уже достаточно понятны в марте текущего года, тем не менее администрация Кузбасса пошла на подписание соглашений с перевозчиком. А значит, должна нести ответственность за их исполнение.

В свою очередь, в департаменте угольной промышленности Кузбасса отмечают, что в марте еще действовали благоприятные факторы для прогнозирования объемов продаж на мировых рынках. На фоне ослабевшего рубля в Европе наблюдался рост цена на коксующиеся и энергетические угли. Однако уже в апреле негативный тренд цен на нефть потянул за собой угольные цены, что привело к их резкому снижению на азиатских рынках. В марте цены на энергетический уголь на европейском рынке составляли около $45 за 1 т, на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона – около $67. К середине мая, по оценкам рейтингового агентства АКРА, цена на азиатских рынках упала до $55 за 1 т, что совсем обесценило логистические схемы доставки угля в Азию через Суэцкий канал и датские проливы. Ситуация доходит до того, что некоторым компаниям приходится доставлять собственную продукцию с нулевой рентабельностью. Но это край, ниже которого не может опускаться ни одна коммерческая компания.

Например, в компании «Модум-Транс», которая специализируются на перевозках в полувагонах, отмечают, что делают ставку на подвижной состав с улучшенными характеристиками, так как инновационные полувагоны дают максимальную отдачу на маршрутных перевозках угля.

«Для увеличения рентабельности и оптимизации вагонопотоков компания «Модум-Транс» при содействии ОАО «РЖД» повышает технологичность перевозок: максимальная маршрутизация составов инновационного парка и использование попутной погрузки для легкого парка», – ответили в компании.
Источник в одной из крупных операторских компаний, занимающихся перевозкой угля, отметил, что операторы не могут влиять на экономику угольных перевозок в стране, а всего лишь предоставляют грузовладельцам вагоны под погрузку.

Основным неудобством для операторов в существующих условиях, по мнению источника, является замедление оборота вагона при поставках на Восток из-за недостаточной пропускной способности инфраструктуры.

Еще один собеседник нашего издания из кэптивной транспортной компании крупного производителя угля отметил, что позиция РЖД, которые обвиняют угольщиков в несоблюдении мартовского соглашения, не совсем корректна.

«На ОАО «РЖД» во многом лежит вина за отставание программ реконструкции инфраструктуры Восточного полигона, из-за ограничений которой угольщики не могут пользоваться существующей конъюнктурой и спросом на азиатских рынках. Критика грузовладельцев не поможет. Нужно садиться и вместе договариваться», – отметил он.

Старший директор – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов, считает, что северо-западное и южное направление в настоящий момент требуют субсидирование тарифа на перевозку со стороны государства.

«Разговоры о такой субсидии идут давно. Речь шла о том, что инфраструктурная часть тарифа могла бы снижаться до 50%, ставки за вагоны уже фактически снизились в 2 раза по сравнению с уровнем прошлого года. Важно понимать, что критический уровень цен на уголь сегодня это временное явление, так как экспортеры угля крайне плохо себя чувствуют по всему миру и скоро будут закрываться угледобывающие предприятия в США, ЮАР, Канаде, поэтому поддержка российского угольного экспорта будет носить временный характер и не должна привести к постоянным потерям для железных дорог», – заявил эксперт.

Вот только вопрос о том, удовлетворит ли государство требования всех отраслей, представители которых обратились к нему с просьбой субсидий, остается открытым. Вряд ли государственной поддержки хватит на всех.

«Фактически, мы возвращаемся в 1990-е нн., когда уголь стал никому не нужен. Поэтому выход один – ждать, когда уголь подорожает», – резюмировал представитель кэптивной компании.
Очень похоже, что в современной ситуации это наиболее трезвый прогноз.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions