+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2020 13:03:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Угольные компании ждут субсидий

Мартовское соглашение между РЖД и угольщиками о согласованных объемах перевозок черного золота в сторону портов, похоже, не выдержало самого короткого испытания временем. Уже по итогам мая монополия заявила о тенденции отказа грузовладельцев от перевозок угля в сторону портов Юга и Северо-Запада. Операторы заявляют о невозможности повлиять на споры между РЖД и угольными компаниями. И в конце концов все стороны предлагают государству субсидировать их издержки.
Еще в марте, оценив опасность перспектив снижения перевозок своего основного груза по результатам первых 2 месяцев года, ОАО «РЖД» приняло решение о предоставление скидок на экспортные перевозки угольных грузов в направлении российских портов Северо-Запада и Юга, а также отправки в Китай при следовании через Казахстан. То есть сделали то, о чем их просили угольщики еще год назад. При перевозках расстоянием до 3 тыс. км была объявлена скидка 25%, а при более дальних доставках дисконт составил 12,8%. Скидки предоставлялись без гарантированных объемов перевозки.

В свою очередь, правительство Кузбасса закрепило договоренности с железнодорожниками собственной программой перевозок угля на экспорт. Об итогах соглашения стало известно по результатам совещания в Кемерово с участием вице-премьера А. Белоусова, генерального директора ОАО «РЖД» О. Белозерова и губернатора Кемеровской области С. Цивилева, прошедшего 18 марта. Согласно договоренностям, в 2020 году угольщики Кузбасса должны вывезти в направлении Северо-Запада 64 млн т угля: 50,35 млн т в адрес российских портов и 13,6 млн т – внутренним потребителям. В сторону Юга – более 21,1 млн т угля, в том числе не менее 9,41 млн т – экспортные поставки через порты Азово-Черноморского бассейна. По Восточному полигону планировалось отправить не менее 56,55 млн т угля, в том числе 3,55 млн т в адрес российских потребителей.

Но уже по итогам работы 5 месяцев года, ОАО «РЖД» заявило о том, что если железнодорожники полностью выполнили обязательства по перевозке перед угольными компаниями Кузбасса, то угольщики продемонстрировали тенденции роста числа отказов от погрузки, сообщил пресс-центр компании.

Благоприятным фактором для грузовладельцев должны были стать снижающиеся ставки операторских компаний на предоставление вагонов. При этом в ОАО «РЖД» отметили, что его «дочка», АО «ФГК», предоставляет угольщикам вагоны по минимальным ставкам, а с 1 июня запустила собственную программу лояльности с дополнительными скидками.
По итогам 5 месяцев работы на Дальний Восток было вывезено на 0,1% больше согласованных объемов или 23,3 млн т угля. В свою очередь, перевозки угольной продукции на южном направлении оказались меньше плана на 0,6% (8,9 млн т), а на северо-западном удалось перевезти только 25,6 млн т черного золота, что на 4,8% меньше согласованного плана. При этом в направлении Северо-Запада упали не только внутренние перевозки, но даже экспортные, которые в других случаях только росли.

«Таким образом, всего в январе – мае из Кузбасса вывезено 57,8 млн т угля. Это составляет 41% от суммарного объема угля, перевезенного по сети ОАО «РЖД». Всего за 5 месяцев отгружено 141,7 млн т, что на 11% меньше, чем годом ранее», – говорится в релизе компании. 

Например, в операторской компании «Модум-Транс» отмечают, что спрос на уголь в восточном регионе остается высоким при отсутствии спроса на европейском рынке на фоне значительного падения стоимости угля. За 5 месяцев года погрузка угля в порты Дальневосточного бассейна выросла на 3,5% при падении погрузки в порты Балтийского бассейна на 31%. При этом ощущается внушительный запас невыполненных обязательств по отгрузке в восточные порты при значительном ограничении провозной способности ОАО «РЖД».

«С учетом существенного падения стоимости угольной продукции на западном направлении грузовладельцы стараются оптимизировать свои расходы на перевозку, и на текущий момент предложение по задействованию парка на указанном направлении не всегда является рентабельным для нашей компании. При оживлении спроса и восстановлении конкурентной цены за использование подвижного состава мы готовы увеличить погрузку в порты Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог», – прокомментировали ситуацию в «Модум-Трансе».

В правительстве Кузбасса признают, что угольные разрезы не выполняют согласованные с ОАО «РЖД» в марте планы по объемам вывоза продукции по вывозу угля на западном направлении, но считают, что это происходит по объективным причинам экономического характера, заявил заместитель начальника департамента угольной промышленности – начальник управления угольной промышленности администрации правительства Кузбасса Андрей Брижак.

«Мы не можем заставить угольные компании везти уголь в сторону Северо-Запада, так как цена перевозки сегодня для них убыточна. ОАО «РЖД» предоставляет компаниям, делающим отправки на этом направлении, персональные тарифные скидки, размер которых не превышает 17%, в то время как для безубыточности скидка должна превышать 50%», – сообщил он.
Представитель администрации также напомнил, что размер тарифной скидки в 50% и более неоднократно озвучивался губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым на совещаниях самого разного уровня.

На пресс-конференции, посвященной созданию министерства угольной промышленности Кузбасса, прошедшей 2 июня, С. Цивилев снова заявил о приоритете вывоза кузбасского угля на восток.

«Рынок угля меняется, он закрывается на Западе и развивается на Востоке. Поэтому мы ставим вопрос не просто вывоза угля из Кузбасса, а вывоза на приоритетное, восточное направление. Везти уголь на Запад сейчас невыгодно. Кузбассу в этой ситуации нужна помощь. Я ее добиваюсь на федеральном уровне», – заявил С. Цивилев.

По итогам мая 2020 года, по данным ЦДУ ТЭК, добыча угля в России сократилась по сравнению с маем 2019-го на 13,5%, до 30,8 млн т. Итоги 5 месяцев года отстают от прошлогодних показателей на 10,5% (162,5 млн т). Все понимают, что это объективные данные, которые связаны с изменением мировой конъюнктуры цен, но не перестают упрекать друг друга в неисполнении их требований.

Источник, связанный с ОАО «РЖД», например, отметил, что тенденции угольной торговли 2020 года были уже достаточно понятны в марте текущего года, тем не менее администрация Кузбасса пошла на подписание соглашений с перевозчиком. А значит, должна нести ответственность за их исполнение.

В свою очередь, в департаменте угольной промышленности Кузбасса отмечают, что в марте еще действовали благоприятные факторы для прогнозирования объемов продаж на мировых рынках. На фоне ослабевшего рубля в Европе наблюдался рост цена на коксующиеся и энергетические угли. Однако уже в апреле негативный тренд цен на нефть потянул за собой угольные цены, что привело к их резкому снижению на азиатских рынках. В марте цены на энергетический уголь на европейском рынке составляли около $45 за 1 т, на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона – около $67. К середине мая, по оценкам рейтингового агентства АКРА, цена на азиатских рынках упала до $55 за 1 т, что совсем обесценило логистические схемы доставки угля в Азию через Суэцкий канал и датские проливы. Ситуация доходит до того, что некоторым компаниям приходится доставлять собственную продукцию с нулевой рентабельностью. Но это край, ниже которого не может опускаться ни одна коммерческая компания.

Например, в компании «Модум-Транс», которая специализируются на перевозках в полувагонах, отмечают, что делают ставку на подвижной состав с улучшенными характеристиками, так как инновационные полувагоны дают максимальную отдачу на маршрутных перевозках угля.

«Для увеличения рентабельности и оптимизации вагонопотоков компания «Модум-Транс» при содействии ОАО «РЖД» повышает технологичность перевозок: максимальная маршрутизация составов инновационного парка и использование попутной погрузки для легкого парка», – ответили в компании.
Источник в одной из крупных операторских компаний, занимающихся перевозкой угля, отметил, что операторы не могут влиять на экономику угольных перевозок в стране, а всего лишь предоставляют грузовладельцам вагоны под погрузку.

Основным неудобством для операторов в существующих условиях, по мнению источника, является замедление оборота вагона при поставках на Восток из-за недостаточной пропускной способности инфраструктуры.

Еще один собеседник нашего издания из кэптивной транспортной компании крупного производителя угля отметил, что позиция РЖД, которые обвиняют угольщиков в несоблюдении мартовского соглашения, не совсем корректна.

«На ОАО «РЖД» во многом лежит вина за отставание программ реконструкции инфраструктуры Восточного полигона, из-за ограничений которой угольщики не могут пользоваться существующей конъюнктурой и спросом на азиатских рынках. Критика грузовладельцев не поможет. Нужно садиться и вместе договариваться», – отметил он.

Старший директор – руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов, считает, что северо-западное и южное направление в настоящий момент требуют субсидирование тарифа на перевозку со стороны государства.

«Разговоры о такой субсидии идут давно. Речь шла о том, что инфраструктурная часть тарифа могла бы снижаться до 50%, ставки за вагоны уже фактически снизились в 2 раза по сравнению с уровнем прошлого года. Важно понимать, что критический уровень цен на уголь сегодня это временное явление, так как экспортеры угля крайне плохо себя чувствуют по всему миру и скоро будут закрываться угледобывающие предприятия в США, ЮАР, Канаде, поэтому поддержка российского угольного экспорта будет носить временный характер и не должна привести к постоянным потерям для железных дорог», – заявил эксперт.

Вот только вопрос о том, удовлетворит ли государство требования всех отраслей, представители которых обратились к нему с просьбой субсидий, остается открытым. Вряд ли государственной поддержки хватит на всех.

«Фактически, мы возвращаемся в 1990-е нн., когда уголь стал никому не нужен. Поэтому выход один – ждать, когда уголь подорожает», – резюмировал представитель кэптивной компании.
Очень похоже, что в современной ситуации это наиболее трезвый прогноз.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions