+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.04.2020 12:44:11
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Рынок лизинга может сократиться на четверть

Рынок лизинга в России за последние 5 лет рос двухзначными темпами: в различных сегментах рост составлял от 10 до 30% в год. С 2015 года рынок расширился в 2,8 раза, до 1,5 трлн руб., портфель вырос в 1,7 раза, до 3,9 трлн руб. При этом стало больше и заключенных сделок в 2,1 раза, то есть 253 млн за 2019 год.
Пандемия внесла свои коррективы в рост рынка. На сегодняшний день прогнозное снижение достигает 5,5% мирового ВВП, что станет крупнейшим кризисом со времен Великой депрессии. По прогнозам аналитиков, конца 2019 года стремительный рост ожидаемо должен был смениться постепенным замедлением в 2020-м и выходом на плато. «Если 2019-й характеризовался снижением кредитных ставок и увеличением объемов фондирования на фоне укрепления рубля, то в текущем году ситуация во многом будет диаметрально противоположной», – отмечается в исследовании агентства «Эксперт РА». Тем не менее даже эти ожидания оказались излишне оптимистичными: базовый прогноз составлял рост на 7%, до 1,6 трлн руб. к концу текущего года. Исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии инфекции COVID-19 и нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, «Эксперт РА» скорректировало прогноз, представив два сценария: умеренно-негативный (падение рынка на 10%, до 1,35 трнл руб.) и кризисный. Однако даже кризисный сценарий исходит из достаточно позитивных предпосылок. К примеру, цена нефти закладывается ниже $35 долларов за 1 барр., а падение экономики России – около 1,5%. «Сегодня очевидно, что кризис будет более глубоким, как и падение рынка. В ряде сегментов оно может составить и более 30%. К примеру, один из наиболее динамичных секторов – автолизинг – в апреле сократился примерно на 90% по сравнению с прошлогодними показателями», – рассказывает генеральный директор АО «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер в рамках конференции «Выбор возможностей – Варианты действий». В случае дальнейшего сжатия рынка сокращение объема нового бизнеса по итогам 2020 года может составить более 20% (по некоторым оценкам – более 25%), а его абсолютный размер не превысит 1,2 трлн руб.

Согласно прогнозу «Эксперт РА», в 2020 году ж/д сегмент продолжит сокращаться вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети РЖД. Основной причиной снижения погрузки во многом является падение спроса на ключевые грузы: каменный уголь, нефть и нефтепродукты. При этом сокращение погрузки данных товаров в текущем году усилится ввиду усугубляющихся рисков для мировой экономики из-за пандемии и обострения ценовой войны на нефтяном рынке. Кроме того, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат также повлечет снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Однако Д. Ивантер подчеркивает, что ситуация с падением ставок пока далека от критической: лизинговые платежи обслуживаются, а графики платежей подстроены так, чтобы нагрузка на бизнес была разумной и равномерной. «У нас нет ни одного клиента в острой фазе, который собирался бы выходить из бизнеса и возвращать подвижной состав. Ситуация не такая критичная. В предыдущие годы вследствие высоких цен на товары, перевозимые по железной дороге, был экстремально высокий спрос на подвижной состав. Сейчас он возвращается к равновесному состоянию. В нем ставки доходности ниже пиковых, но они дают комфортную возможность вести бизнес нашим клиентам», – добавляет генеральный директор АО «ВТБ Лизинг». Тем не менее влияние перечисленных факторов приведет к сжатию ж/д сегмента более чем на 40%, считают аналитики «Эксперт РА». При этом профицит вагонов и неопределенность относительно объема перевозок будут способствовать повышению спроса со стороны ж/д операторов на оперативный лизинг.

Драйверу рынка – автолизингу – из-за продолжающихся падений продаж как грузовых, так и легковых автомобилей также будет сложно показать темпы прироста. «В России из пяти дилерских центров четыре просто не работают, а значит, мы не можем в них покупать автомобили для наших клиентов и передавать их в лизинг. Эксперты говорят, что автодилерский рынок может испытатать действительно шоковое потрясение, и от 30 до 40% дилеров могут остановить свою деятельность, что, конечно, скажется на рынке лизинга», – комментирует Д. Ивантер. Кроме того, определенные ограничения, направленные на физическую работу с имуществом, которые введены для сдерживания угрозы распространения коронавируса, не дают лизинговым компаниям реализовать весь цикл обслуживания для клиентов, например в вопросе выдачи автомобилей. «Сегодня автомобильный бизнес практически полностью остановился, мы можем только обслуживать автомобили, но не продавать. Запуск онлайн-продаж в сравнении с ожидаемыми объемами продаж это, как говорится, как мертвому припарка. Чем крупнее бизнес в этом сегменте, тем сложнее приходится компании», – рассказывает Руслан Абдулнасыров, владелец компании «Автосеть.рф».

Еще в конце марта стало очевидно, что сильно пострадает сегмент авиализинга. В апреле авиакомпании потеряли 95% пассажирооборота, а значит, доходная база сократилась до критического уровня. Одна из ключевых статей расходов для авиакомпаний – текущие лизинговые платежи. «Естественно, мы принимаем решения о смягчении условий для пострадавших компаний. К примеру, у компании «Аэрофлот», нашего крупнейшего клиента, 67 судов находятся в лизинге. Мы достигли соглашения о переносе платежей в размере $190 млн на ближайшие полгода. Подобное соглашение достигнуто и с АК «ЮТэйр», – добавляет Д. Ивантер. Однако даже такие меры не смогут замотивировать авиакомпании приобретать новые суда. Субсидии авиакомпаниям в размере 23 млрд руб., которые недавно анонсировал президент России Владимир Путин, будут предоставлены на погашение расходов авиакомпаний с февраля по июль, но эксперты скептически оценивают реальную эффективность данных мер с учетом прогнозируемых потерь более 100 млрд руб.

«Пандемия вызвала снижение экономической активности в большинстве секторов. Очевидно, что рецессия и увеличение безработицы в мире будут иметь достаточно серьезный уровень. Бизнесу необходимо искать новую модель ведения бизнеса», – подводит итог Д. Ивантер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions