+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2019 17:00:19
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Москва – Казань – платная трасса вместо ВСМ?

Новая скоростная платная автодорога должна соединить Москву со столицей Татарстана к 2027 году, согласно заявлениям госкорпорации "Автодор", время в пути должно сократиться вдвое, с нынешних 13–12 ч до 6–7 ч, автодорога пройдет через Владимир, Муром, Арзамас, Сергач и Канаш. Общая протяженность магистрали, получившей наименование М-12, составит 729 км.
Ныне Москву и Казань соединяет автодорога М-7 «Волга», проходящая через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Несмотря на то, что на М-7 приходится 16% от всего грузопотока в России, в большинстве своем дорога остается двухполосной.

Согласно расчетам проектировщиков, максимальная скорость движения на М-12 составит 130 км/ч, стоимость проезда для легковушек на участке Москва – Казань рассчитывается в 2,5 тыс. руб., для грузовиков – 6 тыс. руб.

Магистраль будет соответствовать первой категории, что подразумевает ширину полосы 3,75 м, четыре и более полосы для движения, разделительную полосу и разноуровневые пересечения с другими автодорогами.

Строительство трассы оценивается в 539,6 млрд руб. в ценах соответствующих лет, более половины суммы (323,1 млрд руб.) планируют выделить из федерального бюджета, оставшиеся 216,5 млрд «Автодор» планирует найти среди частных инвесторов.

Нельзя не заметить схожесть проекта автодороги М-12 с трассой М-11, протяженность которой составляет 684 км и которую строили с 2010 года и должны были ввести в эксплуатацию в начале 2018-го, чтобы успеть к началу чемпионата мира по футболу, проводившегося в июне – июле 2018-го. В результате М-11 была полностью введена в эксплуатацию только сегодня, 27 ноября 2019-го.

М-12, как и М-11, планируют строить поэтапно. Среди первых участков – обход Балашихи и Ногинска, после – южный обход Казани. Участки Москва – Владимир и Канаш – Казань планируется соорудить к 2024 году. В 2025-м соединят Владимир и Арзамас, а в 2027 году – заключительные участки между Арзамасом и Канашем.

«К 2027 году мы построим всю платную магистраль на всех участках, дав абсолютно новую транспортную услугу между двумя самыми мощными экономическими районами страны», – высказался на встрече с президентом России Владимиром Путиным вице-премьер Максим Акимов, обещая, что в будущем дорога будет продлена и до Екатеринбурга.

Длина участка Казань – Екатеринбург составит не менее 900 км, сегодня время в пути между столицами Урала и Татарстана составляет 13–15 ч.

Согласно заявлению специалиста АО «Институт «Стройпроект» Александра Егорова, высказанному в ходе представления проекта М-12 жителям Владимирской области, реконструкция существующей трассы М-7 нецелесообразна.

«Федеральная трасса М-7 проходит через 96 населенных пунктов, имеет 134 примыкания, на ней 52 светофора, 387 автобусных остановок. Дорога не может обеспечить нормальную связь между регионами, а преодолевать 200 км за 4 ч – это немыслимо. Реконструировать М-7 под скоростную трассу было нецелесообразным вложением денег и очень болезненным процессом для местного населения», – заметил А. Егоров.

Но, говоря про соединение Москвы с Казанью, нельзя забывать про проект ВСМ, от которого так окончательно и не отказались, и сегодня он фактически находится в стадии консервации. Напомним, что в апреле 2019 года В. Путин принял решение отложить строительство ВСМ Москва – Казань, и предложил сосредоточиться на подготовке проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург, назвав его экономически более целесообразным. При этом только в 2016–2018 гг. на проектные и инженерные работы для ВСМ Москва – Казань было потрачено 17,8 млрд руб. бюджетных средств.

Вероятно, правительство посчитало строительство М-12 более дешевой и более окупаемой альтернативой ВСМ, стоимость которой в 2018 году оценивали 1 трлн 695 млрд руб.

«Трасса М-12 задумана как часть большого транзитного автомобильного коридора из Китая в Европу, и это предназначение накладывает определенные ограничения, которые повлияют на ход строительства и последующую окупаемость проекта. Через строящуюся сейчас платную центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы она соединится с платной скоростной М-11 до Санкт-Петербурга. А после окончания трассы М-12, не доходя до Казани к 2027 году, впоследствии должна повернуть в сторону Самары, затем через Оренбургскую область дойти до Казахстана и через него выйти на Китай. Как правило, крупные и дорогостоящие инфраструктурные проекты не могут полностью окупиться только за счет их платной эксплуатации. Значительную часть выгоды составляет развитие прилегающих территорий и вовлечение в более активный деловой оборот удаленных районов, присоединяемых к общему транспортному и экономическому пространству страны. Как мы видим, проект М-12 не такой. Он транзитный и высокоскоростной, с минимальным количеством примыканий к существующей дорожной сети и обходом максимального количества населенных пунктов. То есть развитие территорий и подключение новых районов будет минимальным, а главная ставка делается на скорость доставки грузов и пассажиров», – прокомментировал проект автомагистрали эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

По его словам, весь смысл и шансы на окупаемость проект получит только когда по нему пойдет (и если пойдет) значительный евро-азиатский транзит грузовых перевозок. Выгода от сокращения сроков перемещения в пространстве возрастает вместе с ростом расстояния. По отдельности же более короткие участки сами по себе не принесут ощутимой выгоды. Но перспективы всего транзитного коридора Китай – Европа пока туманны, и сроки их уходят к середине XXI века. До 2024 года планируется пустить только участки от Подмосковья до Лакинска и от Канаша до Шали. От Лакинска до Арзамаса дорога дойдет в 2025-м, а в 2027-м она соединит Арзамас и Канаш. Сроки строительства продолжения далее на восток отодвигаются на 2030-е гг.

«Строить предполагается на принципах государственно-частного партнерства, но при таких сроках строительства и сомнительных перспективах окупаемости, я полагаю, возникнут сложности с поиском частных инвесторов в этот проект. Разве что частными инвесторами в очередной раз назовут структуры госбанков, охотно участвующих в подобных проектах. Пока сложно сказать, насколько выгодным для автомобилистов и перевозчиков будет сокращение времени поездки из Казани до Москвы до 6,5–7 ч, и готовы ли они будут за это платить, как планируется, 2,5 тыс. руб. за легковой и 6 тыс. руб. за грузовой автомобиль. Не думаю, что при существовании альтернативных дорог и видов транспорта трафик будет достаточным. Для оценки недостаточно опыта. Платная трасса М-11 из Москвы в Питер полностью будет открыта с 27 ноября. В любом случае об окупаемости М-11 говорить пока рано. Трафик составляет около 70 тыс. автомобилей в сутки, но это лукавая цифра, поскольку не все они проезжают все расстояние. Я полагаю, основное количество приходится на объезд пробки в Химках в час пик, то есть это часть московского городского трафика», – заключил эксперт.

Для сравнения, трафик по трассе М-7 сейчас составляет менее 100 тыс. автомобилей в сутки в Московской области и менее 50 тыс. автомобилей во Владимирской области.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions