+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2019 17:00:19
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Москва – Казань – платная трасса вместо ВСМ?

Новая скоростная платная автодорога должна соединить Москву со столицей Татарстана к 2027 году, согласно заявлениям госкорпорации "Автодор", время в пути должно сократиться вдвое, с нынешних 13–12 ч до 6–7 ч, автодорога пройдет через Владимир, Муром, Арзамас, Сергач и Канаш. Общая протяженность магистрали, получившей наименование М-12, составит 729 км.
Ныне Москву и Казань соединяет автодорога М-7 «Волга», проходящая через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары. Несмотря на то, что на М-7 приходится 16% от всего грузопотока в России, в большинстве своем дорога остается двухполосной.

Согласно расчетам проектировщиков, максимальная скорость движения на М-12 составит 130 км/ч, стоимость проезда для легковушек на участке Москва – Казань рассчитывается в 2,5 тыс. руб., для грузовиков – 6 тыс. руб.

Магистраль будет соответствовать первой категории, что подразумевает ширину полосы 3,75 м, четыре и более полосы для движения, разделительную полосу и разноуровневые пересечения с другими автодорогами.

Строительство трассы оценивается в 539,6 млрд руб. в ценах соответствующих лет, более половины суммы (323,1 млрд руб.) планируют выделить из федерального бюджета, оставшиеся 216,5 млрд «Автодор» планирует найти среди частных инвесторов.

Нельзя не заметить схожесть проекта автодороги М-12 с трассой М-11, протяженность которой составляет 684 км и которую строили с 2010 года и должны были ввести в эксплуатацию в начале 2018-го, чтобы успеть к началу чемпионата мира по футболу, проводившегося в июне – июле 2018-го. В результате М-11 была полностью введена в эксплуатацию только сегодня, 27 ноября 2019-го.

М-12, как и М-11, планируют строить поэтапно. Среди первых участков – обход Балашихи и Ногинска, после – южный обход Казани. Участки Москва – Владимир и Канаш – Казань планируется соорудить к 2024 году. В 2025-м соединят Владимир и Арзамас, а в 2027 году – заключительные участки между Арзамасом и Канашем.

«К 2027 году мы построим всю платную магистраль на всех участках, дав абсолютно новую транспортную услугу между двумя самыми мощными экономическими районами страны», – высказался на встрече с президентом России Владимиром Путиным вице-премьер Максим Акимов, обещая, что в будущем дорога будет продлена и до Екатеринбурга.

Длина участка Казань – Екатеринбург составит не менее 900 км, сегодня время в пути между столицами Урала и Татарстана составляет 13–15 ч.

Согласно заявлению специалиста АО «Институт «Стройпроект» Александра Егорова, высказанному в ходе представления проекта М-12 жителям Владимирской области, реконструкция существующей трассы М-7 нецелесообразна.

«Федеральная трасса М-7 проходит через 96 населенных пунктов, имеет 134 примыкания, на ней 52 светофора, 387 автобусных остановок. Дорога не может обеспечить нормальную связь между регионами, а преодолевать 200 км за 4 ч – это немыслимо. Реконструировать М-7 под скоростную трассу было нецелесообразным вложением денег и очень болезненным процессом для местного населения», – заметил А. Егоров.

Но, говоря про соединение Москвы с Казанью, нельзя забывать про проект ВСМ, от которого так окончательно и не отказались, и сегодня он фактически находится в стадии консервации. Напомним, что в апреле 2019 года В. Путин принял решение отложить строительство ВСМ Москва – Казань, и предложил сосредоточиться на подготовке проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург, назвав его экономически более целесообразным. При этом только в 2016–2018 гг. на проектные и инженерные работы для ВСМ Москва – Казань было потрачено 17,8 млрд руб. бюджетных средств.

Вероятно, правительство посчитало строительство М-12 более дешевой и более окупаемой альтернативой ВСМ, стоимость которой в 2018 году оценивали 1 трлн 695 млрд руб.

«Трасса М-12 задумана как часть большого транзитного автомобильного коридора из Китая в Европу, и это предназначение накладывает определенные ограничения, которые повлияют на ход строительства и последующую окупаемость проекта. Через строящуюся сейчас платную центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы она соединится с платной скоростной М-11 до Санкт-Петербурга. А после окончания трассы М-12, не доходя до Казани к 2027 году, впоследствии должна повернуть в сторону Самары, затем через Оренбургскую область дойти до Казахстана и через него выйти на Китай. Как правило, крупные и дорогостоящие инфраструктурные проекты не могут полностью окупиться только за счет их платной эксплуатации. Значительную часть выгоды составляет развитие прилегающих территорий и вовлечение в более активный деловой оборот удаленных районов, присоединяемых к общему транспортному и экономическому пространству страны. Как мы видим, проект М-12 не такой. Он транзитный и высокоскоростной, с минимальным количеством примыканий к существующей дорожной сети и обходом максимального количества населенных пунктов. То есть развитие территорий и подключение новых районов будет минимальным, а главная ставка делается на скорость доставки грузов и пассажиров», – прокомментировал проект автомагистрали эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

По его словам, весь смысл и шансы на окупаемость проект получит только когда по нему пойдет (и если пойдет) значительный евро-азиатский транзит грузовых перевозок. Выгода от сокращения сроков перемещения в пространстве возрастает вместе с ростом расстояния. По отдельности же более короткие участки сами по себе не принесут ощутимой выгоды. Но перспективы всего транзитного коридора Китай – Европа пока туманны, и сроки их уходят к середине XXI века. До 2024 года планируется пустить только участки от Подмосковья до Лакинска и от Канаша до Шали. От Лакинска до Арзамаса дорога дойдет в 2025-м, а в 2027-м она соединит Арзамас и Канаш. Сроки строительства продолжения далее на восток отодвигаются на 2030-е гг.

«Строить предполагается на принципах государственно-частного партнерства, но при таких сроках строительства и сомнительных перспективах окупаемости, я полагаю, возникнут сложности с поиском частных инвесторов в этот проект. Разве что частными инвесторами в очередной раз назовут структуры госбанков, охотно участвующих в подобных проектах. Пока сложно сказать, насколько выгодным для автомобилистов и перевозчиков будет сокращение времени поездки из Казани до Москвы до 6,5–7 ч, и готовы ли они будут за это платить, как планируется, 2,5 тыс. руб. за легковой и 6 тыс. руб. за грузовой автомобиль. Не думаю, что при существовании альтернативных дорог и видов транспорта трафик будет достаточным. Для оценки недостаточно опыта. Платная трасса М-11 из Москвы в Питер полностью будет открыта с 27 ноября. В любом случае об окупаемости М-11 говорить пока рано. Трафик составляет около 70 тыс. автомобилей в сутки, но это лукавая цифра, поскольку не все они проезжают все расстояние. Я полагаю, основное количество приходится на объезд пробки в Химках в час пик, то есть это часть московского городского трафика», – заключил эксперт.

Для сравнения, трафик по трассе М-7 сейчас составляет менее 100 тыс. автомобилей в сутки в Московской области и менее 50 тыс. автомобилей во Владимирской области.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions