+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.04.2020 17:00:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Изменение логистических цепочек, падение грузооборота и убытки: чего ждать транспортной отрасли от коронавируса

Миллиардные убытки, приостановка производства, дефицит ряда товаров и услуг, банкротство, безработица и простои, снижение спроса на энергоресурсы. Уже сейчас очевидно: коронавирус для экономики аукнется значительными потерями, а для транспортной отрасли в частности – изменением логистических цепочек, снижением погрузки и товарооборота.

Ожидаемое снижение

Из-за падения спроса на пассажирские перевозки ОАО «РЖД» отменило часть поездов внутри страны, в том числе сократило частоту движения «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом. Был отменен и ряд поездов, курсирующих на Восточном полигоне. Но железнодорожные грузоперевозки не были приостановлены.

Более того, компания «РЖД» установила с 4 апреля по 31 декабря 2020 года понижающие коэффициенты на внутрироссийские перевозки социально-значимых грузов.

По данным ОАО «РЖД», погрузка на сети в марте составила 106,6 млн т, что на 5,5% меньше марта прошлого года. За 3 месяца погрузка каменного угля снизилась на 10,2% по сравнению с январем – мартом 2019-го, черных металлов – на 7%.

По оценке Института проблем естест­венных монополий (ИПЕМ), на фоне глобальной турбулентности мировой экономики, связанной с ценовыми вой­нами на нефтяном рынке, пандемией коронавируса и принимаемыми мерами противодействия ей, выручка ОАО «РЖД» в марте 2020 года сократилась более чем на 3 млрд руб., операторов грузовых вагонов – более чем на 10 млрд руб.

Несмотря на то, что в марте планы развития инфраструктуры в ОАО «РЖД» уже пересмотрели в сторону оптимизации расходов, на сети продолжатся строительные работы, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса.

Молниеносное падение

Именно авиационная отрасль самой первой почувствовала на себе последствия всех ограничений. Из-за недопущения распространения корона­вирусной инфекции авиакомпании по всему миру останавливают операционную деятельность. Так, к примеру, в марте по отношению к январю 2020 года пассажиропоток в Италии сократился на 87,5%, Германии – 71,2%, Испании – 70,7%, Австрии – 69,9%, Великобритании – 52,5%, Франции – 48,8%, России – 23,9%. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) оценивает потери авиационной отрасли в 2020 году в $63–133 млрд, говоря о том, что только 25% авиакомпаний по всему миру смогут прожить 3 месяца без выручки.

Росавиация с 23 марта запретило все международные рейсы из региональных аэропортов. С 27 марта Россия полностью закрыла регулярное и чартерное международное авиасообщение, за исключением вывозных рейсов. Снижение трафика началось с первых чисел марта, ближе к 20 числам оно приобрело лавинообразный характер.

На фоне запрета полетов за рубеж российские авиакомпании, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), увеличили количество рейсов по России на 15%. Но при этом авиакомпании отмечают их низкую загруженность, необходимость снижать цены на билеты, а эксперты не исключают переизбытка провозной емкости на внутреннем рынке.

В последние дни марта руководство АЭВТ написало письмо первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, в котором сообщило, что прямые убытки российских авиакомпаний от вывозных рейсов составляют минимум 500 млн руб. ежедневно.

Сохранить автомобильное сообщение

О существенном сокращении объема грузов, перевозимого автомобильным транспортом, говорить пока не приходится, в отличие от изменений самого процесса перевозок. Во-первых, на всех внутренних границах стран Евросоюза и на подъездах к пунктам пропуска возникли многочасовые очереди, которые привели к значительным простоям большегрузов. Во-вторых, выросли издержки автотранспортных компаний на осуществление перевозок в международ­ном сообщении, а требования об изоляции на 14 дней всех прибывших из-за рубежа начали сказываться на нехватке водителей.

Автоперевозчики попросили кабмин ввести мораторий на уплату транспортного налога на 2021–2022 гг., обеспечить частичное субсидирование уплаты лизинговых платежей в 2020 году (в случае эксплуатации автотранспортных средств на условиях лизинга), а также отменить действие системы «Платон» с 1 апреля текущего года до 2022 года. Но вместо этого последовало продление срока службы бортовых устройств «Платона».

По прогнозу вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, товарооборот грузового авто­транспорта из-за последствий корона­вируса может сократиться в 2 раза. Уже сейчас, по словам экспертов, очевидно, что с рынка будут уходить мелкие перевозчики.

Морское спокойствие

Стивидоры пока не спешат паниковать – производство в Китае оживилось. По итогам первых 2 месяцев, по данным АСОП, оно составила 0,2% к аналогичному периоду 2019 года. Динамика перевалки сухих грузов в российских морских портах в марте 2020-го ожидается на уровне, близком к прошлому году, считают участники рынка.

По их прогнозам, положительная динамика перевалки сухих грузов удерживается в значительной мере благодаря автоперевозчикам. В частности, именно они сейчас обеспечили неплохие показатели по обработке зерна на морских терминалах, тогда как железнодорожная статистика по этой номенклатуре продолжает снижаться.

По данным экспедиторов, в марте мировая транспортная система в сегменте грузовых перевозок стала работать в штатном режиме. Но, по оценке Международной морской организации и Международного союза автомобильного транспорта, сложившаяся ситуация может привести к фундаментальным изменениям в будущем, поскольку нынешний кризис выявил ряд нежелательных уязвимостей для цепочек поставок.

Вместе с тем стоит отметить, что судовладельцы на восточном плече Транссиба проявили гибкость как по ставкам фрахта, так и по готовности поставить дополнительный тоннаж. При поддержке со стороны ОАО «РЖД» российский уголь имеет свою нишу сбыта, что и доказывает показатель погрузки в конце марта.

Кто и как может помочь?

Все участники транспортной отрасли сходятся во мнении: выйти из кризиса с минимальными потерями может помочь только правительственная поддержка.

Участники рынка настаивают на том, чтобы правительство РФ выработало специальную программу по работе отрасли грузовых автомобильных перевозок в период ограничений, связанных с коронавирусом. Кроме того, главными мерами поддержки должны стать введение налоговых каникул до окончания кризиса, проведение реструктуризации лизинговых платежей для тех компаний, у которых транспортные средства находятся в лизинге, мораторий на транспортный налог.

Что касается авиационной отрасли, АЭВТ попросила принять те же меры, о которых ранее говорил А. Нерадько, а именно – выплату компенсаций за высокую стоимость керосина в 2018 году, продление нулевой ставки НДС на все внутренние рейсы (это сэкономит авиакомпаниям 36 млрд руб.), мораторий на повышение ставок на аэропортовые услуги.

Полную версию материала читайте в pdf- версии журнала по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions