+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.04.2020 17:00:02
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Изменение логистических цепочек, падение грузооборота и убытки: чего ждать транспортной отрасли от коронавируса

Миллиардные убытки, приостановка производства, дефицит ряда товаров и услуг, банкротство, безработица и простои, снижение спроса на энергоресурсы. Уже сейчас очевидно: коронавирус для экономики аукнется значительными потерями, а для транспортной отрасли в частности – изменением логистических цепочек, снижением погрузки и товарооборота.

Ожидаемое снижение

Из-за падения спроса на пассажирские перевозки ОАО «РЖД» отменило часть поездов внутри страны, в том числе сократило частоту движения «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом. Был отменен и ряд поездов, курсирующих на Восточном полигоне. Но железнодорожные грузоперевозки не были приостановлены.

Более того, компания «РЖД» установила с 4 апреля по 31 декабря 2020 года понижающие коэффициенты на внутрироссийские перевозки социально-значимых грузов.

По данным ОАО «РЖД», погрузка на сети в марте составила 106,6 млн т, что на 5,5% меньше марта прошлого года. За 3 месяца погрузка каменного угля снизилась на 10,2% по сравнению с январем – мартом 2019-го, черных металлов – на 7%.

По оценке Института проблем естест­венных монополий (ИПЕМ), на фоне глобальной турбулентности мировой экономики, связанной с ценовыми вой­нами на нефтяном рынке, пандемией коронавируса и принимаемыми мерами противодействия ей, выручка ОАО «РЖД» в марте 2020 года сократилась более чем на 3 млрд руб., операторов грузовых вагонов – более чем на 10 млрд руб.

Несмотря на то, что в марте планы развития инфраструктуры в ОАО «РЖД» уже пересмотрели в сторону оптимизации расходов, на сети продолжатся строительные работы, связанные с организацией непрерывного перевозочного процесса.

Молниеносное падение

Именно авиационная отрасль самой первой почувствовала на себе последствия всех ограничений. Из-за недопущения распространения корона­вирусной инфекции авиакомпании по всему миру останавливают операционную деятельность. Так, к примеру, в марте по отношению к январю 2020 года пассажиропоток в Италии сократился на 87,5%, Германии – 71,2%, Испании – 70,7%, Австрии – 69,9%, Великобритании – 52,5%, Франции – 48,8%, России – 23,9%. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) оценивает потери авиационной отрасли в 2020 году в $63–133 млрд, говоря о том, что только 25% авиакомпаний по всему миру смогут прожить 3 месяца без выручки.

Росавиация с 23 марта запретило все международные рейсы из региональных аэропортов. С 27 марта Россия полностью закрыла регулярное и чартерное международное авиасообщение, за исключением вывозных рейсов. Снижение трафика началось с первых чисел марта, ближе к 20 числам оно приобрело лавинообразный характер.

На фоне запрета полетов за рубеж российские авиакомпании, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), увеличили количество рейсов по России на 15%. Но при этом авиакомпании отмечают их низкую загруженность, необходимость снижать цены на билеты, а эксперты не исключают переизбытка провозной емкости на внутреннем рынке.

В последние дни марта руководство АЭВТ написало письмо первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, в котором сообщило, что прямые убытки российских авиакомпаний от вывозных рейсов составляют минимум 500 млн руб. ежедневно.

Сохранить автомобильное сообщение

О существенном сокращении объема грузов, перевозимого автомобильным транспортом, говорить пока не приходится, в отличие от изменений самого процесса перевозок. Во-первых, на всех внутренних границах стран Евросоюза и на подъездах к пунктам пропуска возникли многочасовые очереди, которые привели к значительным простоям большегрузов. Во-вторых, выросли издержки автотранспортных компаний на осуществление перевозок в международ­ном сообщении, а требования об изоляции на 14 дней всех прибывших из-за рубежа начали сказываться на нехватке водителей.

Автоперевозчики попросили кабмин ввести мораторий на уплату транспортного налога на 2021–2022 гг., обеспечить частичное субсидирование уплаты лизинговых платежей в 2020 году (в случае эксплуатации автотранспортных средств на условиях лизинга), а также отменить действие системы «Платон» с 1 апреля текущего года до 2022 года. Но вместо этого последовало продление срока службы бортовых устройств «Платона».

По прогнозу вице-президента Российского автотранспортного союза Валерия Алексеева, товарооборот грузового авто­транспорта из-за последствий корона­вируса может сократиться в 2 раза. Уже сейчас, по словам экспертов, очевидно, что с рынка будут уходить мелкие перевозчики.

Морское спокойствие

Стивидоры пока не спешат паниковать – производство в Китае оживилось. По итогам первых 2 месяцев, по данным АСОП, оно составила 0,2% к аналогичному периоду 2019 года. Динамика перевалки сухих грузов в российских морских портах в марте 2020-го ожидается на уровне, близком к прошлому году, считают участники рынка.

По их прогнозам, положительная динамика перевалки сухих грузов удерживается в значительной мере благодаря автоперевозчикам. В частности, именно они сейчас обеспечили неплохие показатели по обработке зерна на морских терминалах, тогда как железнодорожная статистика по этой номенклатуре продолжает снижаться.

По данным экспедиторов, в марте мировая транспортная система в сегменте грузовых перевозок стала работать в штатном режиме. Но, по оценке Международной морской организации и Международного союза автомобильного транспорта, сложившаяся ситуация может привести к фундаментальным изменениям в будущем, поскольку нынешний кризис выявил ряд нежелательных уязвимостей для цепочек поставок.

Вместе с тем стоит отметить, что судовладельцы на восточном плече Транссиба проявили гибкость как по ставкам фрахта, так и по готовности поставить дополнительный тоннаж. При поддержке со стороны ОАО «РЖД» российский уголь имеет свою нишу сбыта, что и доказывает показатель погрузки в конце марта.

Кто и как может помочь?

Все участники транспортной отрасли сходятся во мнении: выйти из кризиса с минимальными потерями может помочь только правительственная поддержка.

Участники рынка настаивают на том, чтобы правительство РФ выработало специальную программу по работе отрасли грузовых автомобильных перевозок в период ограничений, связанных с коронавирусом. Кроме того, главными мерами поддержки должны стать введение налоговых каникул до окончания кризиса, проведение реструктуризации лизинговых платежей для тех компаний, у которых транспортные средства находятся в лизинге, мораторий на транспортный налог.

Что касается авиационной отрасли, АЭВТ попросила принять те же меры, о которых ранее говорил А. Нерадько, а именно – выплату компенсаций за высокую стоимость керосина в 2018 году, продление нулевой ставки НДС на все внутренние рейсы (это сэкономит авиакомпаниям 36 млрд руб.), мораторий на повышение ставок на аэропортовые услуги.

Полную версию материала читайте в pdf- версии журнала по ссылке.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions